Поститесь постом приятным

№ 09(1043), 09.03.2017 г.
Начался Великий пост. Время приготовления к Пасхе Христовой. Кто не любит Пасху? Даже неверующие в этот день нет-нет, да порадуются. А вот 47-дневный пост пугает многих. Но к чему пугаться? Мы постимся уже 2000 лет. И духовная польза от поста налицо. Посудите сами: ведь, если бы это было не так, о Великом посте все давно бы уже забыли. Если бы он не «работал», его бы давно перестали соблюдать. К тому же он не так страшен, как многим кажется. Облегчить его мы предлагаем несоблюдением вредных советов. Коих мы насчитали больше десятка

Пост без постной мины

1. Делайте то, что полегче. Нужно просить у всех прощения? Просите! Лучше всего — у тех, кому вас не за что прощать: у бабушки-свечницы, заштатного батюшки, служащего требы раз в месяц, падайте на колени пред регентом и прихожанами, которых видите впервые в жизни, но всячески старайтесь избегать тех, кому и позвонить страшно из чувства вины и неловкости.
Лучше отправьте им стандартную открытку на Прощеное воскресенье. И никогда не просите прощения у своих детей — вы безошибочны! А признавать свои ошибки и прощать других они обязательно научатся у кого-нибудь другого.
А на самом деле:
«Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит» (преподобный Иоанн Лествичник).
«Ненависти у тебя, может быть, нет ни к кому, злобы настоящей нет, хотя бывают вспышки гнева, неприязни, но настоящее прощение по отношению к людям, которые тебя окружают, которые хоть чем-нибудь тебя ранили, обидели, унизили, не так просто принести Богу. Приходится поставить вопрос о каждом человеке, которого ты знаешь, и сказать себе: я его хочу простить, но, во-первых, есть ли у меня причина его прощать? Он, может быть, меня нечаянно обидел, но хотел ли он меня обидеть? И мой гнев, мое негодование, моя мстительность духовная не являются ли ответом на случайный, ничтожный грешок этого человека? И дальше ставить вопрос о том, могу ли я сказать честно: «Господи, я его прощаю от души, я его прощаю всей своей посильной любовью, я хочу, чтобы мы вошли в вечность вместе, как братья, как брат и сестра, чтобы было счастьем встретиться в вечности». Но и на земле, если что-нибудь, что принадлежит мне, мешает его внутреннему освобождению, о Боже, очисти это!» (митрополит Сурожский Антоний (Блум).
Валерия Михайлова на сайте «Православие и Мир» предлагает разобрать и следующие вредные советы.
2. Готовьтесь к Великому посту как следует. Всю неделю набивайте живот блинами вперемешку с мясом (не выбрасывать же!). К подвигу воздержания должно приступить во всеоружии лишнего веса.
На самом деле:
«Есть много людей, которые, готовясь сражаться с постом, как бы с диким зверем, ограждают себя объядением и, до крайности обременив и омрачив себя, весьма неразумно встречают тихое и кроткое лицо поста. И если я спрошу тебя, для чего ты сегодня идешь в баню, ты скажешь: чтобы с чистым телом встретить пост. А если спрошу, отчего упиваешься, ты опять скажешь: оттого, что готовлюсь вступить в пост. Но не странно ли этот прекраснейший пост встречать с телом чистым, а с душою нечистою и опьяненною?» (святитель Иоанн Златоуст).
3. Усиленно унывайте. Как известно, отсутствие любимых продуктов в рационе приводит к дефициту гормонов радости, а с физиологией не поспоришь.
На самом деле:
«Жизнь нам дана не на печаль, а на радость, и потому каждый должен стараться всегда быть веселым: это освежает все силы человека, воображение, память, ум. При унылом же и сумрачном, печальном настроении все в душе бывает сдавлено, стиснуто, а это только и нужно диаволу: он особенно на мрачно настроенных, унывающих и угрюмых нападает» (иеросхимонах Николай (Цариковский), духовник Киево-Печерской лавры (1829—1899).
В продолжение темы обратите внимание на вставку в нашей статье с заголовком «А ты, когда постишься…»
4. Налегайте на постные роллы и креветки. Обязательно в постном майонезе: гады морские из реестра запрещенных продуктов выпадают. Да и объесться до икоты постной жареной картошкой — не грех.
На самом деле:
«Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста» (преподобный Никодим Святогорец).
5. Помните: никакой дисциплины, никакой последовательности! Сделайте ваш Великий пост хаотичным настолько, насколько возможно. Запланировали к Пасхе прочитать Ветхий Завет? Забросьте это дело на второй же неделе. Возьмитесь параллельно за «Добротолюбие», «Анну Каренину» (стыдно классику не прочитать), «Монастырскую трапезу», проповеди протоиерея Димитрия Смирнова и в итоге не прочитайте ничего.
Решили, что будете каждую неделю ходить на Преждеосвященную Литургию? Когда утром окажется, что для этого надо вставать в 5, — передумайте! Твердо решили, наконец, вставать на полное вечернее правило? Не будьте фанатиком — на второй же день сократите до «Отче наш». Отказались от соцсетей? Не лишайте себя инстаграма!
На самом деле:
«Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь» (преподобный Нил Постник).
«Будем ходить на литургии Преждеосвященных Даров, потому что они исполнены сокрушения и благодати… Понудим же себя, чтобы оказаться бдящими и трезвящимися; будем бороться с нерадением и расслабленностью, потому что они мешают человеку воспринять блага Божии. Приходит бес и приносит нам усталость и слабость, а потом нашептывает: «Не делай поклоны, не вставай на молитву, ты устал, поспи еще, ведь у тебя работа и еще столько дел». Не станем его слушать, будем спешить, потому что не знаем, что произойдет в следующее мгновение» (старец Ефрем Филофейский).
6. В пост, так и быть, усугубите свое молитвенное домашнее правило. «Молюсь-когда-есть-настроение» молитвой преподобного Ефрема Сирина. Что сверх того — не для людей с нашим климатом и темпом жизни!
На самом деле:
«Враг молитвы — леность… Силы души «обособились» друг от друга, поэтому для молитвы необходима воля, а не ожидание, когда захочется молиться». 
«Когда нам не хочется молиться, и слова молитвы кажутся сухим песком, набившимся в рот, то мы должны сказать, что это ложь, что наш дух всегда хочет молиться, всегда желает быть с Богом, что отвращает от молитвы не лень, а болезнь нашей души» (архимандрит Рафаил (Карелин).
«Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу» (преподобный Иустин (Попович).
«Не хотеть молиться — значит не хотеть быть с Богом» (блаженный Августин).
7. Продолжайте откладывать все на потом. Пост — время духовного делания, а не борьбы с прокрастинацией!
На самом деле:
«Ко всякому делу, которое имеешь делать, отнюдь не замешкивай приступать. Потому что первое недолгое мешканье приведет тебя ко второму, более долгому, и так далее. От этого дело начинается слишком поздно и не поспевает в свое время или совсем оставляется как обременительное. Вкусив однажды сладости неделания, начнешь ты любить его и желать паче делания, а удовлетворяя это желание, дойдешь мало-помалу до навыка не делать или до лености…»
«Не думай о множестве дел, а, скрепя сердце, берись за первое предлежащее и делай его со всем усердием, как бы других совсем не было, и сделаешь его покойно. Потом таким же образом поступи и в отношении к другим делам и все переделаешь без смятения и хлопотливости» (преподобный Никодим Святогорец).
8. Помните: пост телесный — дело второстепенное. Главное — любовь. Поэтому не пренебрегайте приглашениями в гости и на шумные праздники: ублажение ближнего превыше поста и молитвы!
На самом деле:
«Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христа» (св. Игнатий Богоносец).
«Пост, возбуждая к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет или на исповедь — между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее, и прочее…» (преподобный Варсонофий Оптинский).
9. Сделайте свой пост достоянием общественности.Сообщайте о том, что поститесь, всем — по поводу и без. Почаще размещайте в соцсетях фото вашей тарелки с постным пловом, селфи с Великого покаянного канона. Сделайте так, чтобы о вашем благочестивом житии узнали.
На самом деле:
«Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника» (Авва Дорофей).
10. Постоянно напоминайте близким о необходимости покаянного труда! Придя домой, почаще употребляйте выражение «а батюшка сегодня сказал…», не забывайте тяжелыми вздохами над тарелкой с отбивной упрекать мужа за то, что тот не постится, как бы случайно подбрасывайте на его тумбочку книжку «1000 и 1 грех», резко и с возмущением откажите ему в супружеской близости до самой Пасхи, громко и с выражением молитесь в спальне, пока он смотрит телевизор, а лучше — попросите соседа Витю настроить все каналы на телеканал «Спас».
На самом деле:
«Пусть жена вверит своего мужа Христу и молится, чтобы его сердце немного смягчилось. Пройдет время, потихоньку Христос высадит в его сердце «десант», и муж начнет задумываться (о главном)» (преподобный Паисий Святогорец).
«Знай себя — и хватит с тебя!» (преподобный Амвросий Оптинский).
11. Твердо запомните: человек для поста, а не пост для человека! Поэтому, заработав гастрит на первой неделе «ничегоневкушения», ничем не лечитесь: это наказание за грехи.
На самом деле:
«К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин).
12. Пусть дети не постятся вообще никак — в 18 лет сами решат, нужно ли им это. Растущий организм и ограничения в еде несовместимы.
На самом деле:
«Сегодня люди следуют мирской логике: «Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нужно оберегать их от трудностей». Так и живут, бедолаги, требуя все время котлет, но с этого им никакого толка. Когда человек радуется, что не ест ради любви Христовой, тогда он по-настоящему питается. Если он ради любви Христовой предпочитает невкусное вкусному, тогда через невкусное наслаждается Христом» (преподобный Паисий Святогорец).
«Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца <…> Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста» (святитель Василий Великий).
«Не должно смотреть, что дитя мало, — надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностию. Первая закваска очень дорога. От детского питания многое зависит в последующем» (святитель Феофан Затворник). 
13. Осуждение рассуждению — рознь! Так что почаще предавайтесь рассуждению о чужой неудавшейся личной жизни, неурядицах в семье соседей или никуда не годном внешнем виде певчей Маши.
На самом деле:
«Мы имеем право судить только самого себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы невольно осуждаем его» (старец Серафим Вырицкий).
«Кто услаждается злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других» (преподобный Ефрем Сирин).
«Если помысл понуждает тебя сказать что-либо худое о своем брате, подумай, насколько это вредно для души и противно Богу, — и успокоишься» (Авва Исаия).
14. Учите! Вы давно в Церкви, у вас все схвачено — пора устраивать жизнь ближних и дальних.
На самом деле:
«Стремление учить других служит причиною падения души. Знай, что, наставляя ближнего своего сделать то или другое, ты разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего» (преподобный Исаия Отшельник).
«Наши уста смердят от поста; все Писание мы знаем наизусть; песнопения Давида столько усвоили мы себе, что они сделались как бы нашим произведением; но не имеем того, чего Бог требует от нас — смирения» (святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник).

«А ты, когда постишься...»

Продолжая излагать свои мысли о посте, Иисус Христос провозгласил: 
«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матф. 6:17—18). Как нужно понимать эти слова Спасителя?
Для того, чтобы разобраться в этих словах, нужно знать, что в древнееврейском государстве люди очень часто совершали омовение своих тел (то есть купались). А также очень часто мазали волосы различными пахучими маслами. Об этой процедуре говорили так: умащать волосы маслом. Это увлажняло волосы и одновременно заменяло собой духи. Совершение этих гигиенических процедур было вызвано жарким климатом Палестины.
Книжники и фарисеи, чтобы показать свою чрезмерную набожность во время поста, как правило, не умывали своих лиц, не купались, не смазывали волосы маслом и не расчесывали их. Временная неряшливость помогала им выглядеть более унылыми и печальными. Их тоскливый вид дополнялся также рваной старой одеждой или рубищем, которое они надевали во время поста, и волосами, посыпанными пеплом. Завершающим штрихом внешности постящихся фарисеев была умелая актерская игра с унылым выражением лица, печальными жестами, мимикой грусти и печальным голосом. Именно с таким внешним видом якобы убитых горем и страданием людей фарисеи и книжники отмечали все дни поста.
Как уже говорилось, фарисеи и книжники это делали для того, чтобы выглядеть постящимися людьми и продемонстрировать народу свое чрезмерное благочестие, за которым скрывалось лицемерное служение Богу. Потому что искренние чувства осознания своей греховности и раскаяния в сердцах этих комедиантов, какими были фарисеи и книжники, отсутствовали.
Говоря в своих проповедях о том, что у них есть Отец Небесный, Господь Бог, фарисеи и книжники во время поста из-за своего жалкого вида выглядели как несчастные сироты, о которых некому позаботиться. То есть своим внешним видом они не походили на служителей Бога, у которых есть Отец Небесный, проявляющий свою отцовскую заботу об этих людях.
Иисус Христос справедливо осуждал такое фарисейское служение Богу во время поста. Спаситель призывал Своих последователей в дни поста ничем искусственно не ухудшать свою внешность, не привлекать своим удрученным видом к себе внимание окружающих людей и не быть унылыми и мрачными. Наоборот, согласно советам Иисуса Христа, люди, не подражая фарисеям и книжникам, должны умывать свои лица и мазать свои головы маслом, исполнять все необходимые гигиенические процедуры, связанные с омовением тела. Это нужно делать для того, чтобы явиться постящимся не перед людьми, а перед Богом. Иисус Христос предписывает людям предстать пред Господом во дни поста с умытым лицом, с помазанной головой. Такой совет, очевидно, обусловлен тем, что все, что делается человеком для прославления имени Божьего и исполнения Его заповедей, должно делаться радостно, от чистого сердца, без печали, досады и уныния. Потому что исполнение Воли Божьей всегда должно быть для человека праздником. Это касается и служения Богу во время поста.
Но главное, о чем говорит Иисус Христос, это то, что человек должен служить Богу искренне и чистосердечно. И даже во дни поста, в противоположность фарисеям и книжникам, человек не должен быть унылым, неумытым, с не помазанной головой. Ведь главное — это искреннее отношение человека к Богу, а не внешние атрибуты — унылые лица и старая потрепанная одежда, при помощи которых фарисеи и пытались продемонстрировать не Богу, а людям свое якобы усердное благочестие.
Противопоставляя унылое, показное служение Богу, исходившее со стороны фарисеев, искреннему и радостному стремлению человеческой души к Богу, Иисус Христос осуждает в фарисеях хитрость, приспособленчество, высокомерие, гордыню, лицемерие и показное благочестие. И приветствует возникшую у Его учеников и последователей искренность сердец, радостно стремящихся к Богу. Человек, представший перед Богом во время поста в искренности своих чувств, желающий покаяться в своих грехах и стать на путь исправления и истинного служения Богу, достоин благоприятного воздаяния, то есть счастливой награды. «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», — говорит Иисус Христос. Как нужно понимать эти слова?
В этих словах Иисус Христос говорит о Боге-Отце, Который возлюбил людей безгранично и желает им помочь. Но для Бога важно, как к Нему относится человек. Для Господа нет никаких тайн, и Он, как Всезнающий и Всевышний, видит самые тайные чувства и мысли любого человека. Отец наш Небесный видит любые наши тайные дела, знает наши помыслы, слышит наши молитвы и видит служение Богу, совершаемое втайне от окружающих людей. И видя наши самые тайные мысли и дела, Господь Бог воздаст нам явно.
За добрые поступки Господь Бог посылает нам благоприятное воздаяние, которое проявляется явно. То есть Господь воздаст таким воздаянием, которое станет явным, заметным человеку, которому оно ниспослано, и людям, окружающим его. Например, человек, ставший на путь духовного развития, ревностно исполняющий Божьи заповеди, заметно преображается. Это преображение становится видно и самому человеку, и людям, живущим с ним рядом. Такой человек становится добрее по характеру, миловидней по внешности, мудрее в своих речах, осмотрительней в поступках, дальновидней в своих планах и решениях. Это происходит под неизбежным воздействием благодатного влияния Господа Бога на душу человека, который искренне и преданно служит Богу.
Таким образом, Господь Бог, видящий любые тайные поступки и малейшие помыслы и желания человека, воздает ему явно благодатью Божественной любви, которая и становится заметной (явно выраженной) в улучшении характера, здоровья, мудрости и жизни такого человека. Ибо человек, «соблюдающий заповедь, не испытывает никакого зла» (Еккл. 8:5), потому что пребывать (находиться) «будет Господь с добрым» (2Пар. 9:11).
Заповеди Иисуса Христа не запрещают человеку явное, прилюдное исполнение добрых дел и молитв в том случае, когда они совершаются не с мнимой набожностью, не для внешней демонстрации, ради похвал, а для лучшего исполнения добрых поступков, молитв и более осознанного покаяния. Также и явное, прилюдное совершение поста не запрещено Иисусом Христом в том случае, когда постящийся человек не преследует эгоистические и честолюбивые цели выглядеть благочестивым верующим в глазах других людей. Но исполняет пост с искренним чувством в сердце своем, совершая служение Господу Богу нашему, чтобы подчинить тело свое духу, очистить душу, осмыслить низменную природу греха и победить грех искренним покаянием.
 

(Из книги А. Г. Долженко «Нагорная проповедь»)

 

Даже если пост не удался

Актуальные вопросы по поводу того, как поститься и что такое пост, были заданы 
в свое время священнику Алексию Чумакову, настоятелю церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США) Русской зарубежной церкви.
— В нашем приходе, как и большинстве приходов русского зарубежья, встречаются самые разные люди — разные по развитию, культурному уровню, образованию, с очень разными личными судьбами. Некоторые из них обращаются ко Христу и приходят в православный храм, другие сначала приходят в православный храм, и стоит задача помочь им в приобщении ко Христу. При таком разнообразии вряд ли возможен единый подход и единые требования.
Пост не является самоцелью. Это важное, но вспомогательное средство в начале христианской жизни, поэтому для каждого, начавшего ходить в храм, требуется рассуждение. Кто-то может начать поститься строго и сразу, с пониманием того, почему это надо, а для кого-то это будет вредно, пустит его по пути фарисейства и обрядоверия. Но в любом случае о посте они узнают от меня довольно рано, как только заходит речь о христианской жизни и какие обязанности она на нас накладывает. Другое дело, что я могу посоветовать «входить» в нее по мере сил, чтобы не сорваться.
— Как вы объясняете новоначальный смысл поста?
— Мое объяснение зависит от того, кто передо мной. Соблюдение поста, дисциплина самоограничения имеет множество сторон: тут и послушание Церкви, и развитие навыка самоконтроля, и сбережение средств для милостыни, и много других.
Мне представляется очень важным, чтобы верующий приступил к посту с сознанием того, почему и ради чего он это делает, откуда такой обычай, что в нем хорошего. Люди имеют разные способности и потребности. Кому-то достаточно знать, что это полезно для молитвы, кому-то важнее аспект послушания. Кому-то можно рассказать, что пост — это приготовление к празднику, Пиру, когда полезно обратить пристальное внимание на себя и свою жизнь, взять бразды правления в свои руки и «убрать свой дом» — ограничить беспорядочную жизнь, расставить в ней все по своим местам (в зависимости от важности), кое-что выкинуть вон, оглядеться по сторонам и установить или восстановить мир и братские отношения с ближними.
Я никогда не учу «посту ради поста».
— Если человек впервые решил соблюдать пост, то какой вариант ему будет предложен?
— Зависит от человека. Некоторым легче начать сразу со строгого поста, на волне неофитского горения. Другим надо начать более плавно, притом что они должны знать, что представляет из себя пост совершенный. Нет одного на всех рецепта.
— Новичку будет предложено соблюдать все посты или только большие?
— Я неплохо знаю историю развития дисциплины постов и их появления в нашей церковной практике, и, соответственно, при плавном вхождении в режим соблюдения постов вначале идет Великий пост, особенно первая неделя и Страстная, а также среды и пятницы во весь год, потом Успенский и последняя неделя Рождественского, потом Апостольский и Филиппов в полной мере.
— Есть ли в вашей практике какие-то уровни, градации поста для людей с разными условиями жизни? Как постятся люди, занятые физическим трудом? Офисные работники?
— Да, конечно. Пост не самоцель, и его устав есть устав монастырский. В современных, материально благополучных условиях жизни на Западе не представляет сложности соблюдать букву поста и при этом «нормально питаться», даже более здоровым образом. Так что офисные работники никак не страдают, они всегда могут выбирать себе блюда.
А вот при жизни в семье, особенно если кто-то из родных верующий, а кто-то — нет, проблемы возникают: кто-то не ест приготовленного для всех, а отдельно готовить неудобно. Опять-таки, надо подходить к посту в таких условиях с рассуждением, чтобы иной раз не нарушить мира в семье ради диеты, а другой раз бывает полезно настоять.
— Что предлагается тем, кто не может соблюдать пост по состоянию здоровья, а также беременным и кормящим?
— Болезнь вменяется в пост, и для больных, беременных и кормящих не будет грехом разрешение поста. Обычно они просят, для очистки совести, благословения у священника.
— С какого возраста начинают соблюдать пост дети? Как они постятся?
— В идеале, с детства и вместе с родителями (если питаются вместе). В иных случаях — в зависимости от того, кто их кормит, и от их практики поста.
Дети, как правило, любят рутину и ритуал, и если им объяснить, почему мы постимся, они обычно следуют этим правилам. Возраст начала поста в идеале тот же, что и возраст начала исповеди — примерно в 7 лет, но зависит от степени самосознания ребенка, которое формируется разными темпами.
— Расскажите, как определить свою меру поста в еде? Как понять, что взял на себя слишком много?
— Если мешает работе, молитве, если мысли все вокруг еды.
— Как сосредоточиться в пост на главном, а не думать все время про еду?
— Если мы думаем все время о еде, то вряд ли есть смысл в таком посте. Надо заниматься своими делами и на их добросовестном исполнении сосредоточить свое внимание, а также максимально упростить процесс «пощения» — заранее приготовить себе еду, установить время питания и больше не возвращаться к этому вопросу.
Лично я в постные дни ничего не ем до вечера (заката солнца), и это мне проще, чем есть что-то постное на завтрак и обед. А другие люди имеют другой склад. Вообще, не принято интересоваться, кто как постится — это сугубо личное дело каждого христианина.
— Как понять, была ли польза от поста или нет?
— Надо подумать, сумели ли мы что-то в своей жизни повернуть к лучшему, есть ли какие-то плоды всей этой деятельности? Если ничего, кроме раздражения, мыслей о еде и желания побыстрее окончить пост не получилось, значит, это был опыт отрицательный. Но все равно опыт, в следующий раз постараемся лучше. Так что польза всегда есть, на мой взгляд, даже если пост не удался.
 

 

Александр ОКОНИШНИКОВ,

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»