Земля — живым! Для добрых дел

№ 11(1045), 22.03.2017 г.
В начале ноября в социальных сетях был опубликован снимок Хиллари Клинтон, на котором она рассматривает мумию алтайской принцессы. А уже совсем недавно журнал Observer (Нью-Йорк) опубликовал материал, в котором высказывается предположение о том, что дух алтайской принцессы, якобы мстивший всем, кто его потревожил, проклял Хиллари Клинтон. И это случилось во время ее визита в Новосибирск в 1997 году. Вот что пишет Михаил Кликушин, автор статьи и выпускник НГУ: «Она (Хиллари Клинтон) попала в очень опасную ловушку, встретившись лицом к лицу с принцессой Укока. Специально для первой леди археологи Вячеслав Молодин и Наталья Полосьмак провели экскурсию в Институте археологии и этнографии, где показали мумию «принцессы». Была ли эта ловушка специально расставлена российскими спецслужбами?.. Ведь жизнь Клинтон после этой встречи с мумией резко изменилась. В январе 1998 года, ровно через два месяца после визита Клинтон к мумии, случился скандал с Моникой Левински. Цели Хиллари Клинтон становились все более недостижимыми, как бы она ни стремилась к ним, достичь задуманного не удавалось»… 
Трудно поверить в то, что выпускник Новосибирского университета (!) пишет подобную ахинею. Тем не менее предположения о проклятиях потревоженного праха алтайской принцессы будоражат СМИ и интернет уже очень давно. Очередной всплеск истерии случился, когда на Алтае в 2003 году произошло сильное землетрясение. Его тут же связали с «проклятиями». Что стоит за верой в подобное и стоит ли христианам этого бояться?
Были ли у вас в жизни проблемы? Уверены, были. Как и у всех. А может, проблемы у вас были тоже из-за этой мумии? Не согласны? Правильно, потому что так считать — маразм. У проблем в жизни разные причины, многими из которых становимся мы сами. Но их надо решать, а не искать причину и оправдания в том, что где-то когда-то археологи раскопали какую-то мумию. Лежит же уже почти сто лет мумия Ленина в мавзолее — и ничего. А сколько самых разных мумий находится в музеях всего мира? Та же мумия Хамбо-ламы Итигэлова, которая находится в буддийском дацане под Улан-Удэ… 
А что до слов М. Кликушина, то если уж он и решил говорить о «нелегкой» судьбе Клинтон и ее неудаче на последних президентских выборах в США, то не проще ли было предположить, что «проклятия» на свою голову она себе заработала, когда, будучи госсекретарем, во многом и благодаря ее Госдепу, бомбили Ливию, чем обрекли миллионы людей на страдания и на разрушение государства? 
Мертвые — мертвы (для нас). Не бойтесь их. Особенно, если вы считаете себя христианами. Бог не позволяет душам умерших скитаться по земле и уж тем более кого-то проклинать или наводить «порчу». Помните, третий день после смерти, сороковой? После разлучения души с телом ей в 40-дневный срок определяется, где дожидаться Второго Пришествия Христа на землю (и Страшного Суда): в предместьях ада или рядом с Богом. Доступа на землю души умерших не имеют никакого. Земля и все, что на ней происходит, — удел ныне живущих и наш дом. Когда мы этот дом покинем, нам будет определен другой дом. Но мы можем молиться за покой тех, кто теперь обитает в другом доме, чтобы Господь помиловал их. Скорее, это умершие телесно нуждаются в нас, в наших молитвах о них. Некоторые из них могут так же молиться Богу там о нас. Этим все и ограничивается. Земля — живым! Для добрых дел. 

Блез Паскаль в пример

В XIV веке, вскоре после окончания эпидемии чумы, названной черной смертью (1346—1351), Европу охватила новая, неизвестного происхождения эпидемия — танцевальная. Названная в науке хореоманией и до сих пор до конца не разгаданная болезнь выражалась в том, что сотни людей были охвачены исступленной пляской, причем ряды их постоянно пополнялись.
Документы того времени называли это пляской святого Витта (в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Витта в день его памяти). Одержимые хореей срывались с места, переходили из города в город и, бывало, день напролет кричали и прыгали до полного изнеможения, затем падали на землю и засыпали прямо на месте, чтобы, проснувшись, уже вернуться к нормальной жизни. Большая бельгийская хроника в записи за 1374 год свидетельствует: «В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные диаволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям». Хореомания свирепствовала в Европе в XIV—XV веках (хотя первые упоминания встречаются в XIII в.), затем окончательно исчезла и уже никогда не повторялась. Трудно сказать, было ли это естественное заболевание или же что-то из области таинственного, но совершенно точно то, что современный человек часто боится колдовства и темного наваждения больше, чем естественного расстройства здоровья. Особенно это касается порчи и всевозможных «проклятий».
Под порчей или проклятиями обычно понимается демоническое воздействие на человека, наведенное колдовскими чарами и несущее с собой телесные и душевные болезни, отрицательные желания, мысли, чувства и ощущения. Порчу наводят также на посевы, на животных и на жилье человека. Раньше таким образом пытались спровоцировать падеж скота или исчезновение молока у дойной коровы. Теперь — отбить понравившегося человека у подруги или насолить конкуренту по бизнесу — у «порченого» человека, как предполагается, должно возникнуть неприятие ранее любимого или наступить апатия, безжизненность и отсутствие интереса к своему делу.
Из Священного Писания известно, что темные силы действительно могут являться причиной различных болезней, недугов, могут входить в людей и животных и мучить их (см.: Лк. 8:33; Лк. 13:16 и др.). Они могут проникать своей тлетворной силой и жить в предметах — таким образом, в древности они действовали через языческие истуканы, фетиши и амулеты, а сейчас проявляют себя в виде полтергейста. Православная Церковь в день Богоявления молится, чтобы Господь очистил воду от возможного присутствия в ней падших духов. Крещенской воде дана благодать Святого Духа, так что окропление этой водой освящает жилища, предметы и вещи и прогоняет всякую злую силу.
Порча мыслится как результат сознательного колдовского действия. В связи с этим естествен вопрос: почему это демоны услужливо исполняют чье-то желание? Тем более что так давно можно было бы перевернуть весь мир по усмотрению колдунов, менять правительства, устранять начальников, неугодных людей — нагоняй порчу, да и делу конец. Или показывай Клинтонше мумию алтайской принцессы… Несомненно, что есть пределы магическим зложелательствам. Но упрощенно можно ответить так, что порча существует не столько как закономерный итог магических пассов, сколько как вид искушения со стороны падших сил. Ведь всякий колдун или даже просто тот, кто обращается к магии, вольно или невольно предает свою душу диаволу, и потому демоны как бы взамен помогают ему в его магических просьбах. Для темных сил крайне выгодно, чтобы творимое ими зло брали на свою совесть люди, чтобы человек сам обращался к духам зла с просьбой навредить ближнему. Вот так получается, что темные силы, бывает, ополчаются на людей, на которых кто-то наводит порчу (хотя далеко не всегда).
Кандидат богословия В. Духанин приводит в пример одного из величайших ученых мира — Паскаля (1623—1662). Блез Паскаль  еще и выдающийся христианский мыслитель, апологет веры и евангельской нравственности. Если бы все знаменитые ученые были подобны Паскалю, то мир не знал бы, что такое материализм, эвтаназия, клонирование, ядерная война.
В младенчестве с Паскалем произошла достаточно страшная история, записанная его племянницей Маргаритой Перье. И тем страшнее эта история, что не выдумана любителями сплетен и слухов, а произошла на самом деле.
«Когда господину Паскалю был год от роду, с ним приключилась необыкновенная вещь. Его мать, хотя и была очень молода, отличалась набожностью и милосердием; было множество бедных семейств, каждому из которых она давала по небольшой сумме денег всякий месяц, и среди бедных женщин, которых она оделяла милостыней, была одна, слывшая колдуньей — так о ней все говорили, но его мать, женщина вовсе не суеверная и очень разумная, смеялась над этими разговорами и продолжала давать ей милостыню.
В то время случилось этому младенцу захворать тем, что в Париже зовется «сухоткой»; но болезнь эта сопровождалась двумя необычными обстоятельствами: одно — что он не мог взглянуть на воду, не впадая в безумную ярость; а другое, еще более удивительное, — что он не мог видеть своего отца и свою мать рядом друг с другом; он принимал ласки каждого из них по отдельности с удовольствием, но как только они приближались друг к другу, он отчаянно кричал и бился; все это продолжалось больше года, и за это время болезнь его все усиливалась; он дошел до такой крайности, что казалось, будто он близок к смерти.
Его отцу и матери все тогда говорили, что тут, без сомнения, порча, которую навела на него эта колдунья; они оба над этим смеялись, считая такие речи выдумками, какие появляются у людей при виде вещей необычных, и вовсе не обращали на них внимания, позволяя этой женщине свободно входить в их дом, где она получала милостыню.
Наконец мой дед, встревоженный тем, что ему об этом говорили, однажды позвал эту женщину в свой кабинет, полагая, что тон, которым он с нею будет говорить, даст ей возможность прекратить все слухи; но он был поражен, когда после первых сказанных им слов, на которые она отвечала довольно робко только то, что это не так и что это говорят о ней из зависти к милостыне, которую она получает, — когда он захотел ее попугать и, притворившись, будто верит, что она околдовала его ребенка, пригрозил ей виселицей, если она не скажет правды, то она в страхе упала на колени и пообещала сказать ему все, если он пообещает сохранить ей жизнь. Изумленный этим, мой дед спросил, что же она сделала и что заставило ее это сделать.
Она ответила, что просила его защищать ее на суде, но он отказался, полагая, что дело ее не правое, а в отместку она навела порчу на его сына, которого, как ей было известно, он нежно любил; и что ей очень прискорбно это ему говорить, но порча эта смертельна. Мой дед, удрученный такими словами, сказал: «Как! Неужто мой сын должен умереть!» Она ответила, что есть средство, но нужно, чтобы кто-нибудь умер вместо него и взял на себя порчу. Дед мой сказал: «Нет! Пусть лучше сын мой умрет, чем убивать другого человека». Она ответила: «Можно перенести порчу на животное». Мой дед предложил ей лошадь; она сказала, что таких больших расходов не нужно, а достаточно будет и кота. Он велел дать ей кота; она его забрала и на лестнице столкнулась с двумя капуцинами, которые шли утешать мою бабушку в столь опасной болезни ее сына. Монахи сказали ей, что она снова собирается напускать порчу — на этого кота; она взяла его и бросила из окна, он упал не более чем с шести футов высоты и разбился; она попросила другого, и мой дед велел его ей дать. Великая любовь, которую он питал к своему сыну, была причиной того, что он не подумал, как все это было нехорошо; ведь, чтобы перенести порчу, надо было снова призывать диавола; подобная мысль так и не пришла ему на ум, он понял это только много позже и раскаивался в том, что это допустил.
Вечером та женщина вернулась и сказала моему деду, что ей нужен ребенок, которому не исполнилось еще семи лет и который до восхода солнца сорвал бы девять листиков разных трав, то есть по три листика каждой. Мой дед передал это своему аптекарю, который ответил, что сам поведет свою дочь, что он и сделал на следующее утро. Эти три травы были собраны, и женщина сделала из них припарку, принесла ее в семь часов утра моему деду и велела положить ее на живот ребенку. Дед мой это сделал; а в полдень, вернувшись из суда, он нашел весь дом в слезах, и ему сказали, что ребенок мертв; он поднялся, увидел плачущую жену и ребенка в колыбели, казалось, мертвого.
Он ушел и, выходя из комнаты, встретил на ступеньках женщину, которая принесла припарку, и, приписав смерть ребенка этому снадобью, он ударил ее так сильно, что она свалилась со ступеньки. Встав, она сказала ему, что видит, в каком он гневе, потому что считает своего сына мертвым; но она забыла ему сказать утром, что ребенок будет казаться мертвым до самой полночи и что до тех пор его надо оставить в колыбели, тогда он очнется. Мой дед вернулся и строго-настрого приказал, чтобы ребенка не хоронили. Между тем он казался мертвым, у него не было ни пульса, ни голоса, ни сознания; он похолодел и подавал все признаки смерти; все смеялись над легковерием моего деда, который обычно не склонен был верить таким людям.
Так его и не трогали, мои дед и бабушка были все время рядом, никому не доверяясь; они слышали, как било час за часом, и пробило полночь, а ребенок так и не очнулся. Наконец между полночью и часом, ближе к часу, чем к полночи, ребенок начал позевывать; это было поразительно; его взяли на руки, стали согревать, дали вина с сахаром; он его выпил; затем кормилица дала ему грудь, и он ее взял, хотя не подавал признаков сознания и не открывал глаз; это длилось до шести часов утра, когда он стал открывать глаза и кого-то узнавать.
Тогда, увидев отца и мать рядом друг с другом, он принялся кричать, как обычно; стало видно, что он еще не излечился, но родные утешались тем, что он хотя бы не умер; а спустя шесть-семь дней он мало-помалу смог смотреть на воду. Вернувшись с мессы, мой дед увидел, что он сидит на коленях у матери и забавляется тем, что переливает воду из одного стакана в другой; дед хотел подойти, но ребенок этого не вынес, а несколько дней спустя уже выносил, и через три недели он совершенно исцелился и стал полнеть и с тех пор ничем не болел». 
Все бы в этом повествовании ничего, кроме завершающего утверждения. В течение всей своей жизни Паскаль страдал целым букетом тяжелых заболеваний: согласно современным научным данным — раком мозга, кишечным туберкулезом, ревматизмом. Его одолевали ужасные головные боли, которые приводили к состоянию физического измождения. В тридцать семь лет он уже выглядел стариком. Возможно, слабое здоровье Паскаля, его продолжительные мучительные болезни и ранняя смерть (в тридцать девять лет) были отзвуком колдовского наваждения в раннем детстве и исцеления опять-таки путем обращения к ведьме его родителя.
Есть неисповедимый Промысел Божий, который может на время дозволить подобное наваждение — с определенной целью, нам пока неведомой, но вспомним пример праведного Иова, который, несмотря на его непорочность, справедливость и богобоязненность, был предан сатане, лишившему Иова всего: имения, детей и личного здоровья. Многострадальный Иов все равно остался верен Богу (см.: Иов. 1:21), за что в конечном итоге ему возвращено и здоровье, и вдвое восполнены утерянные блага, а сам он обрел особое благословение Божие.
Как отмечает В. Духанин, к сожалению, колдовство часто оказывается вполне объективной реальностью, как реальностью вообще является действие темных сил в нашем мире. Когда мы ходим там, где живут насильники и убийцы, мы можем встретить соответствующее к нам отношение. Когда мы ходим там, где живут колдуны, мы можем ожидать действия темных сил. Тем не менее панический страх должен быть исключен у христианина. Нам необходима осмотрительность, но не стихийное чувство, при котором цепенеет душа. Животный страх побеждается горячей верой и надеждой на Бога, а вражьи напасти рассеиваются молитвой, как исчезают сумерки с явлением солнечных лучей.
В этом мире нет ничего сильнее благодати Духа Святого, поэтому христианин, старающийся по возможности часто молиться, посещающий храм, внимательно исповедующийся и благоговейно причащающийся Святых Таин, как правило, недоступен воздействию магических чар. Ведь нам для того и даны сила крестного знамения, различные святыни и крещенская вода, а тем более Таинства Церкви, чтобы бесовские силы к нам и к нашему жилью даже не подступали.
Иеромонах Анатолий (Берестов), который возглавляет Душепопечительский Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, занимающийся реабилитацией лиц, пострадавших от оккультизма, открыто написал в предисловии к одной книге: «Не пытайтесь, господа колдуны и маги, своими чарами нас запугивать или «оккультно убивать». Еще 17 июля 1997 года, когда я выступал в открытом эфире радио «Радонеж», вы приговорили меня к смерти, правда «оккультной». С тех пор прошло семь лет, и за эти годы мы оказали помощь 15 тысячам лиц, пострадавших от вас — служителей сатаны, и к Церкви присоединили полторы тысячи колдунов и магов».  До сих пор отец Анатолий милостью Божией здравствует в доказательство того, что люди, преданные святой Церкви, недоступны оккультному воздействию.
Преподобный Макарий Оптинский, ссылаясь на два случая из житий святых — преподобного Макария Египетского (когда под воздействием колдовских чар женщина всем казалась лошадью) и святых Киприана и Иустины (когда на святую пытались навести любовные чары), объяснял, что порча все-таки есть, но постигает людей только при некоторых условиях: «…стало быть, есть порча; но на кого она действует? На того, на кого попустит Бог, или за греховное житие, или за гордость, или по искусу; а когда нет ничего такого, то не попускает Господь подействовать вражией силе, что видно и на Иустине… надобно лучше стараться отсекать вины, за которые бывает попущение, и предаваться верою в Промысел Божий».
Ворожба и порча могут 
подействовать прежде всего на тех, кто живет блудной, развратной жизнью, не ходит в Церковь и не участвует в ее Таинствах (хотя и в случае невоцерковленности Господь по Своей милости ограждает многих людей — Его милость всегда превосходит нашу верность Ему).  С людьми же, которые ходят в Церковь и участвуют в ее Таинствах, никакие темные силы и их адепты ничего поделать не могут. Старец Паисий Святогорец наставлял: «Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой». Если христианин не исповедуется и не причащается, если он вообще лишь формально принадлежит к святой Церкви, не зная ни молитв, ни богослужений, то такой человек не огражден благодатью Божией. Поэтому к нему легко может пристать какое-нибудь вражье наваждение. Изначальная суть духовных бед — не в порче и колдовстве, а в собственной беспечности человека, пренебрегающего благодатными дарами, которые готова предложить ему Церковь.
При всей реальности оккультных наваждений тема эта не заслуживает того внимания и того страха, какие возникают у современных людей.

Признаки проклятия 

Проклятия — для тех, кто в них верит — бывают разные. Проклинают на смерть, на бесплодие, проклинают удачу, деньги, отношения в семье, проклинают здоровье, проклинают на хмель.
Для верующего человека реакция на проклятие может быть только одна: «благословляйте проклинающих вас», как советует апостол Павел. Никакое проклятие не имеет власти над человеком, пока он сам эту власть не отдаст — не поверит в то, что теперь все будет плохо.
Самым страшным считается материнское проклятие, признаки которого — обострение внутренних проблем человека вплоть до скорой смерти от всевозможных болезней. Действительно, грубое слово матери человек переживает тяжелее всего и дольше всего рефлексирует по этому поводу.
В каком бы возрасте вы ни были, не стоит доводить отношения с родителями до взаимных проклятий. Но если уж такое произошло, не нужно искать признаки проклятия на человеке, которого прокляли, или признаки возвратного проклятья на том, кто проклял — нужно простить друг другу все обиды и постараться помириться.
Цыганское проклятие, признаки которого — неотвратимость и неумолимость, — это вообще миф, за создание которого, похоже, цыгане неплохо заплатили авторам брошюрок и сайтов о проклятии. Дескать, если вы уж попались цыганке, она вас кроет любыми словами и обирает до нитки — лучше быть покорной овечкой, а то хуже будет. Ничего не бойтесь. Цыгане в мистическом плане — такие же люди, как все остальные, никакого «кармического покрова» на них нет. Не поддавайтесь на их манипуляции и спокойно идите дальше своей дорогой.
Так называемое проклятие на смерть, признаки которого — упадок сил, плохое самочувствие, болезни, — это повод идти не к сомнительным личностям, гордо именующим себя магами и целителями, а к врачу. Не помогает — к более квалифицированному врачу. И задумайтесь, что нужно поменять в вашем образе жизни, ведь почти все болезни начинаются с неправильного питания, неправильного соотношения труда и отдыха, вредных привычек и прочих подобных вещей, на которые мы привыкли не обращать внимания.
Целители могут «увидеть» в вас признаки очищения от проклятия после своего сеанса, но на самом деле все ваши проблемы останутся при вас.
Считается, что признаки проклятия у женщин — одиночество, бесплодие, проституция, алкоголизм. Если это родовое проклятие по женской линии, признаки будут такими: рождение мертвых детей, вдовство.
Бесплодие, а тем более потеря долгожданного ребенка — это очень тяжело. Но в такой ситуации заниматься поисками, «а не проклял ли кто и как это снять», бесперспективно. Нужно выяснять, что именно не так с организмом женщины — а может быть, и ее мужчины. Если это лечится — отлично, если нет, а детей очень хочется — может, стоит задуматься об усыновлении?
 «Признаки проклятия» у мужчин — жестокость, разгульный образ жизни, презрение к женщинам. Если это родовое проклятие по мужской линии, признаки будут такими: пьянство, попадание в автокатастрофы, попытки самоубийства.
С каждой из этих проблем нужно разбираться отдельно. Легче всего сказать: я пью, потому что на мне проклятие. Но к чему приведет такая жизненная позиция? К тому, что ситуация продолжит катиться по тем же рельсам — под откос. А можно честно признаться: я пью, потому что боюсь таких-то проблем и пытаюсь от них уйти; помогите мне справиться с этим.
Есть наркологи, психотерапевты, общество анонимных алкоголиков. Есть Бог, Который помогает всем, кто хочет исправить свою жизнь. И дальше есть целая жизнь, которая может принести много радости и вам, и вашим близким. И автокатастроф с пьяными водителями станет меньше, и самоубийств от бессмысленности жизни.
Всевозможные «знахари» считают проклятие самой страшной негативной программой в черной магии. Дескать, его особенность в том, что проклятие практически всегда передается из поколения в поколение, от родителей к детям — вплоть до семи поколений.
Это так называемое родовое проклятие, признаки которого следующие: в роду не почитают умерших, есть мертворожденные дети или младенцы умирают в возрасте до трех лет, есть больные сколиозом, умственно отсталые, много вдов и вдовцов, бесплодные браки, внематочные беременности, нищета, алкоголики и наркоманы, люди, отрицающие Бога, в роду судятся, делят наследство кровные родственники, родственники не ходят друг к другу в гости, завидуют друг другу, ссорятся.
Говорят, если из этого списка признаков проклятия семьи наблюдается три или более, проклятие есть стопроцентно, снимать его обязательно, или хорошего в жизни можно не ждать. Но если задуматься, становится ясно, что три признака из этого списка есть практически в любой семье. Понятно, что ничего хорошего в семейных ссорах или болезнях нет, но лечить их надо не «магическим» способом. Нужно учиться любить ближних, находить с ними общий язык, уделять им внимание.
«Маги» утверждают, что при родовом проклятии человек к определенным годам уже знает, что он неудачник. Таких людей отличает безысходность, растерянность, неуверенность, страх перед жизнью, стремление возложить ответственность за все и за свою жизнь на другого человека. На самом деле это психологическая проблема, корень которой в инфантильности. Чтобы с человеком такого не произошло, нужно с детства воспитывать в нем ответственность за свою жизнь. Спортивная секция, туристический лагерь, волонтерство, служба в армии — надежная профилактика «родового проклятия» у молодежи.
«Проклятие на одиночество», признаки которого — постоянно возникающие препятствия к отношениям или браку, вероятнее всего, нуждается в лечении у психолога или, для верующего человека, у священника. Венцы безбрачия и саваны одиночества чаще всего оказываются неумением строить отношения и страхом потерять свою мнимую свободу.
P. S. Возвращаясь к теме. Читатели могут спросить, а как же быть с мощами православных святых? Ведь от них должна исходить сила, энергия, благодать. Да, должна. И исходит. И хотя эта тема для большой отдельной статьи, здесь отметим: никогда от православных мощей не исходили проклятия. Прикосновение к ним, если оно совершено с глубокой истинной верой, всегда приводит только к добру. Но об этом в следующих публикациях.

Подготовил 

Александр ОКОНИШНИКОВ,

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»