Наш любимый святой

№ 21(1055), 31.05.2017 г.
Говорит Господь с престола, 
Приоткрыв окно за рай: 
«О, мой верный раб Микола, 
Обойди ты русский край. 
 
Защити там в черных бедах 
Скорбью вытерзанный люд. 
Помолись с ним о победах 
И за нищий их уют».
(Из поэмы С. Есенина «Микола»)
22 мая из итальянского города Бари в московский храм Христа Спасителя были привезены мощи одного из самых почитаемых и любимых в России святых — святителя Николая Чудотворца. С 13 по 28 июля мощи будут находиться в северной столице — городе Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что святой Николай считается покровителем Новосибирска. Предыдущее название города было Новониколаевск. Что же это за святой? Кем был Николай и почему он так полюбился русскому народу?
Имя святителя Николая — одно из самых почитаемых не только в России, Украине и Беларуси, но и во всем христианском мире. Согласно преданию, он жил на рубеже III—IV веков (иногда называют и точные даты жизни: 260—343 гг.). Св. Николай был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия, юго-запад современной Турции), откуда и происходит его прозвание — Мирликийский (нередко пишут: Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову. Поэтому день его погребения — 19 декабря — стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний.
Но еще больше чудес от святителя Николая стало происходить после его смерти. Причем его покровительство распространялось прежде всего на плавающих и путешествующих, на «всех сирых и убогих», на скотоводство и земледелие, считался он также и «хранителем земных вод». Позднее, уже в православной традиции, святитель Николай получил еще два прозвания — Николай Чудотворец и Николай Угодник.
Святителю Николаю посвящено большое число различных сочинений, авторами которых стали как известные православные писатели и деятели церкви (Антоний Критский, Кирилл Философ, Климент Охридский и др.), так и простые священники. В Х веке византийский агиограф Симеон Метафраст на основе многих древних латинских и греческих источников написал Житие св. Николая Мирликийского.
Спасение мощей
В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Разорители покушались уничтожить мощи святителя Николая.
В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей святителя.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бари, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию.
В этом намерении жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.
Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличился юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи, вскрыл крышку, и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.
Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи святителя.
Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая (по современному календарному стилю — 21 мая) корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая (22 мая), мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

«Ходит милостник Микола мимо сел и деревень» 

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. 
Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Как считает доктор исторических наук, профессор философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова С. В. Перевезенцев, связано это было с несколькими причинами. Русь очень быстро откликнулась на событие перевезения св. мощей из Мир Ликийских в итальянский Бари созданием литературного памятника — «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно — в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимся с мощами Николая Мирликийского, чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.
Кроме того, как пишет С. В. Перевезенцев, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой св. Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.
«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит, взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Русской Православной Церкви. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В русской православной традиции этот день получил именование Никола вешний, т. е. «весенний».
Но вот что интересно. С. Перевезенцев отмечает, что если византийская церковь почитала Николу зимнего как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Следовательно, в данном случае Русская Церковь проявила явную самостоятельность. Почему это произошло?
Видимо здесь, с одной стороны, проявились давние контакты Древней Руси с Западом, продолжающие сохранять свою актуальность. С другой стороны, более лояльное, нежели византийское, отношение к римской церкви продолжало существовать и у церковнослужителей, поддерживающих принципы кирилло-мефодиевской традиции. Кроме того, многие древнерусские князья были связаны с западноевропейскими княжескими и королевскими родами династическими узами. Немалую роль сыграло и желание в этот период русских князей доказать свою независимость от Константинополя.
Но ведь самое интересное, что установление неканонического, с византийской точки зрения, праздника поддержало и греческое руководство Русской Церкви.
Впрочем, небесное покровительство Николая Чудотворца Русской земле не зависело ни от каких расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Так, около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону — повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни (крымский Херсонес) Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир, и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться «Никола Зарайский».
В XIII—XIV веках по молитвам св. Николая Господь свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.
В Никольском храме Можайска находилась необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, причем выполненная в неожиданном иконографическом типе: святитель изображен с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (резное изображение храма, которое вставлялось в изображение города, к сожалению, было утеряно еще в древности). Резная скульптура святителя со временем стала объектом отдельного поклонения. С конца XV в. к ней совершались специальные паломничества, в XVI—XVII вв. скульптуру украсили драгоценными камнями, жемчугом и золотом.
Когда, как и кем было создано резное изображение святителя Николая и когда оно оказалось в Можайске, неизвестно. К примеру, время создания скульптуры определяют и концом XIII в., и серединой XIV в., и даже началом XV в. По преданиям, изображение этой скульптуры находилось на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Предполагают также, что первоначально эта скульптура была размещена на городских Никольских воротах, а уже позднее ее перенесли в Никольскую церковь.
Но как бы то ни было, это древнее и нестандартное изображение св. Николая стало очень популярно на Руси и послужило основой для рождения нового иконографического типа, который так и назвали — «Никола Можайский». И с той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держал в правой руке меч, а в левой — храм. Ныне сама древняя скульптура Николы Можайского находится в Государственной Третьяковской галерее.
И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными по молитвам святителя Николая. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.
Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской государственной библиотеке хранится более 500 рукописей XII—XX веков), храмов, монастырей, икон. А сам образ святителя Николая Чудотворца как милостивого, доброго, земного святого многие столетия продолжает освящать сердца русских людей.
Особенно это видно из поэмы крестьянского поэта Сергея Есенина «Микола», отрывок из которой мы привели в эпиграфе к нашей сегодняшней статье. В этой поэме святитель Николай спускается к людям и как обычный человек идет по русской земле: «В шапке облачного скола, В лапоточках, словно тень, Ходит милостник Микола Мимо сел и деревень. На плечах его котомка, Стягловица в две тесьмы, Он идет, поет негромко Иорданские псалмы...». И далее: «И идет стопой неспешной По селеньям, пустырям: «Я, жилец страны нездешной, Прохожу к монастырям». Высоко стоит злотравье, Спорынья кадит туман: «Помолюсь схожу за здравье Православных христиан…»

Правда и заблуждения о св. Николае и его мощах

1. Два святых Николая? Святых Николаев Чудотворцев — два. Святитель Николай Пинарский жил в VI веке и был настоятелем Синайского монастыря. Оба святителя родом из Ликии, архиепископы, почитаемые чудотворцы — эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему долгие годы: что в истории Церкви был только один «Святитель Николай Чудотворец».
Поэтому в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский.
Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, — это имена родителей Николая Пинарского.
2. Бил ли святитель Николай по щеке еретика Ария? Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского собора Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария.
Это опровергает знаменитый профессор церковной истории 
В. В. Болотов: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».
Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещенном в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Описание пощечины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.
3. Говорят, по миру распространены поддельные мощи, так ли это?
Как пишет Ирина Якушева, через несколько дней после барян венецианцы высадились в Мирах, чтобы забрать мощи чудотворца, и все повторилось. В храме опять было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили храм. Под пытками один из монахов показал, где покоятся останки мощей святителя.
Так как мощей Николая Чудотворца было мало, венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские кости. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход и вскоре о фальсификации забыли. В течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая.
Во время Крестового похода святые мощи многократно раздаривали. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.
4. Правда ли, что иконы практически точно передают облик святителя?
Антропологические исследования подтвердили то, что иконы достаточно точно передают облик святителя Николая.
В 1953 году во время реставрационных работ в церкви, в которой расположен склеп, Луиджи Мартино, анатом из университета Бари (Universita degli Studi di Bari) с разрешения Ватикана исследовал кости, оставив после себя множество рентгенограмм и подробные результаты измерений.
Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес святитель Николай в тюрьме — его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.
Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).
По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него шло удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т. е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.
Это позволило современным коллегам Мартино провести реконструкцию. Она была выполнена из «виртуальной» глины, форму которой можно менять прямо на экране. У святого Николая было мужественное лицо с оливковой кожей, квадратным подбородком и сломанным носом. Это удалось выяснить по сильно поврежденным костям между глаз.
5. Правда ли, что некоторые факты биографии святого Николая намеренно исключили из жития?
Александр Бугаевский в агиографическом расследовании «Правда о святителе Николае» пишет, что в древних источниках упоминается замечательное деяние святителя Николая, исключенное из текста его жития в X веке, — деяние о подати.
В IV веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов, требуя денег, постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скрепленную золотой печатью грамоту.
Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы проверить слова святителя, снарядили самый быстроходный корабль.
Через две недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана.
А через шесть столетий при Василии II создавалась императорская менология, и агиографы не включили этот эпизод в жизнеописание святителя Николая, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях.
Еще одно деяние — о хлебовозах — также не включено в житие. В нем рассказывается о том, как святитель Николай в очередной раз спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах. Поскольку хлебовоз был императорский, Константинополь счел это деяние неприемлемым.
6. Правда ли, что святитель Николай остановил руку палача, спасая невинно осужденных?
И. Якушева отмечает, что самые древние редакции рукописей о святом Николае хранятся в библиотеках Оксфорда и Вены. Они посвящены «Деянию о стратилатах».
На иконах и фресках и на картине И. Е. Репина святитель Николай изображается останавливающим руку палача, хотя на самом деле спасение осужденных выглядело по-другому.
Император направил воинов усмирять мятеж тайфалов (одного из вестготских племен, переселенных во Фригию с Дуная). По пути из-за шторма войско остановилось в Андриакской гавани, и на рынке разгорелась ссора между солдатами и местными жителями. Архиепископ Николай сумел всех умиротворить. А стратилатов, предводителей воинов, пригласил к себе.
В этот момент прибежали жители Мир с известием, что правитель арестовал трех неповинных горожан и приказал отсечь им головы. Святитель вместе со стратилатами и другими воинами торопится в город. Он уже в преклонном возрасте, ему около 70 лет. А дорога — четыре километра в гору. В древней хронике прямо сообщается, что святитель Николай боялся не успеть прийти на помощь и спасти от смерти невинных людей. И тогда стратилаты послали солдат задержать казнь.
На известной картине Репина меч уже занесен над горожанами, когда появляется святой Николай и в последнюю секунду удерживает палача. Но в древнем тексте сказано: меч был обнажен палачом. Трудно представить, что палач стоял полчаса с поднятым над головами тяжелым мечом. Он обнажил меч и ждал. Солдаты задержали казнь, пока не подошел святитель со стратилатами и не освободил невинных людей.
P. S. В конце хотелось бы отметить, что отношение к святым мощам должно быть православным. Христиане мощам (святым, иконам) не поклоняются, их почитают. Поклоняются христиане только Богу. Мощам и святым не молятся. Святых перед мощами или иконой (если нет, то без них) просят молиться о нас Богу. Пример правильной молитвы: «Святитель отче Николае, моли Бога о нас». Согласно христианскому учению, человеческое тело — это не темница для души, а храм. Потому христиане почитают тела даже после смерти. Особенно останки святых людей, которые еще при жизни обильно стяжали Божью благодать.

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ,

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

 

Другие материалы рубрики:

  • Часовня святого Николая

    В центре Новосибирска на Красном проспекте расположена Никольская часовня, которая считается одним из символов города