«…Чтобы продлились дни твои на земле»

№ 33(1067), 23.08.2017 г.
Многие из нас, конечно же, слышали о десяти ветхозаветных заповедях. Если спросить прохожего человека, какие именно из них он может вспомнить, большинству придет на ум заповедь пятая: «почитай отца и мать». Почему именно она? Потому что именно эта заповедь была актуальной для людей во все времена. Как во время исхода из египетского рабства, когда Богом были даны скрижали с десятью заповедями, так и сегодня. Эта заповедь, казалось бы, самая простая и понятная, но, в то же время, соблюдать ее непросто. Вспомнить хотя бы эту извечную проблему отцов и детей. Может быть, соблюдать это установление Божье было бы проще, если бы люди знали его продолжение? В Библии есть два варианта, которые дополняют друг друга. В Книге Исхода она звучит так: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». В Книге Второзакония: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»
Конечно, нужно почитать отца и мать не для того, чтобы жить долго и счастливо. Почитать их нужно потому, что они сами являются причиной нашей жизни, они нас родили. А благополучие и долголетие — это уже, говоря современным языком, приятный бонус, дополнение к исполнению человеком божьего установления. И одновременно предупреждение о том, что бывает, если родителей своих не почитать.

Пятая заповедь

Приведенной нами выше заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей — значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью (Исход 21:17). 
Господь Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, почитал Своих плотских родителей, повиновался им, помогал Иосифу плотничать. Он упрекал фарисеев за то, что они под предлогом посвящения своего имущества Богу отказывали своим родителям в нужном содержании и этим нарушали прямое требование пятой заповеди (Матфея 15:4-6). 
Иисус заботился о своей Матери, даже когда висел на кресте. Он «…говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26-27). Этими словами Христос поручил заботу о своей Матери Богородице Деве Марии своему ученику Апостолу Иоанну Богослову.
Известный миссионер, епископ Александр (Милеант) в своих беседах о 10 заповедях пишет, что семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали...». «Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу» (Еф. 5:22-23, 6:1-4, Кол. 3:18-20; 1Тим. 5:4). 
Что касается отношения к посторонним людям, то xристианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:7).В духе этого апостольского наставления христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту. Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия — отжившими. Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: «Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего» (Лев. 19:32). 
Но епископ Александр также отмечает, что если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога» (Деяния 4:19), должно быть готовым претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало.
Священник Павел Гумеров на своем сайте пишет о том, что тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже в земной жизни благословение, благополучие и многолетие. Чтить родителей — это значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться о их здравии и спасении, а когда они умрут, молиться о упокоении их души.
Так же о. Павел отвечает и на вопрос о том, как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжелые грехи? Он пишет, что родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — есть воля Божия. Почему Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, научиться прощать.
Через родителей мы пришли в этот мир, они причина нашего бытия, и сама природа происхождения от них научает нас почитать их как людей, более высших, чем мы сами. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «…как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но преимущественно перед природой, по (чувству) страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы почитаем Самого Бога, Отца нашего небесного. Он вместе с земными нашими родителями дал нам самый из драгоценных даров — дар жизни. Родителей можно назвать сотворцами, соработниками Господу. Они дали нам тело, мы плоть от плоти их, а Бог вложил в нас бессмертную душу.
Если человек не почитает родителей, отрицает эту иерархию, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить родину, затем отрицает мать-церковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на церковь, веру в Бога и на семью. Семья, почитание старших, передача традиций (а слово традиция как раз и происходит от латинского tradition — передача) цементирует общество, делает народ крепким.

Долголетие ветхозаветных патриархов

Итак, мы поговорили о пятой заповеди, итогом исполнения которой становится продление земной жизни. Земная жизнь коротка, и стоит ее продлять доступными нам способами. Человек, читавший Библию, мог заметить, что раньше, в допотопные времена (во времена до великого потопа, в котором выжил лишь Ной со своей семьей и обитатели ковчега) люди жили несоизмеримо долго по сравнению с нами. В русском языке есть выражение «мафусаилов век». Так говорят о долгожителях. И называется этот век мафусаиловым неспроста. Речь идет о самом главном долгожителе нашей планеты — Мафусаиле, который умер в 969 лет! Были и другие «допотопные» долгожители. Адам, к примеру, прожил 930 лет, его сын Сиф — 913, а внук Мафусаила Ной — 950. Почему они жили так долго и почему со временем жизнь людей сократилась? Или, может быть, мы как-то не так понимаем Библию? Может, продолжительность жизни этих патриархов указана иносказательно? Патриархами мы здесь называем не предстоятелей Православной Церкви, а ветхозаветных великих отцов (патриарх от греч. «глава отцов»). Разобраться нам в этом поможет исследователь Священного Писания А. Покровский.
Говоря о «долголетии» патриархов, пишет А. Покровский, — обыкновенно имеют в виду тех указанных в Библии представителей первобытного (допотопного) человечества, возраст жизни которых, независимо от некоторого разногласия еврейского, греческого и самаритянского текстов, положительно поражает нас своим многовековым объемом (от 365 до 969 лет), не имеющим для себя никакой аналогии не только в современной действительности, но и во всей последующей истории самой же Библии. Неудивительно, что такая исключительность этого факта обратила на него особенное внимание отрицательной критики и дала повод к нареканиям на Библию или, по меньшей мере, к перетолкованиям ее подлинного смысла. В общем вопросе о «патриаршем долголетии» следует различать два, более частных: один состоит в установке самого факта долголетия, другой — исследует его причины.
Центр тяжести падает на первый из указанных вопросов. Здесь одни стараются, возможно, больше сократить внушительные цифры библейского долголетия, предполагая, что в допотопный период существовала иная, несравненно более краткая единица времени, чем наш современный год; другие заподазривают личную индивидуальность самих патриархов, усмат-ривая в них не отдельных представителей того или другого рода, а весь этот род, в его целом составе, или превращая их из живых, конкретных личностей в отвлеченные этнографическо-социальные и культурно-бытовые типы, или же, наконец, подставляя на место их личного значения то или иное туманно-мифологическое толкование. 
Все это не имеет достаточных оснований. Прежде всего, еще раз отметим, что Библия не только не дает права искусственно сокращать продолжительность допотопного года, как то делали многие древние (см. у бл. Августина «О граде Бож.» ХIII, 20), средневековые (визант. уч. монах Аниан и Пандур), современные экзегеты (Heusler, Rask и др.), но совершенно наоборот — она с начала до конца (Быт. 8:5-13; 3Цар.4:7; 1Пар.271-15; Иер.5231; Ез.19:11, 32; Дан.4 и пр.) всюду ясно свидетельствует, что библейский год никогда не был меньше полного круга луны (354 дня), т. е. всегда почти равнялся нашему году. 
Во-вторых, нельзя упускать из виду, что такой метод произвольных сокращений ведет к полному абсурду: пользуясь его услугами, можно получить, что некоторые из патриархов (Каинан, Малелеил, Иарсд — по евр. Библ.) рождали детей в столь раннем возрасте, когда они и сами были еще детьми, всего каких-либо пяти, семи, много двенадцати наших лет, нелепость чего очевидна. Бунзен, аббат Шевалье и некоторые др. ученые высокие цифры патриархального долголетия понимают не буквально, а циклически, т. е., говоря проще, относят их не к отдельным личностям, а ко всему тому роду, представителями которого они являются. Но, не говоря уже о том, что для такого взгляда нет никакой поч-
вы в Библии, он не выдерживает критики и с точки зрения простого здравого смысла: период времени в 300, 600, 700, даже 900 лет слишком мал для исторического существования такого рода, отдельные представители которого, по общепризнанному мнению, разделяемому и самими отрицателями, жили не менее 150—200 лет.
В близком родстве с данной гипотезой стоят и две других, из которых одна трактует патриархальные генеалогии в историко-этнографическом, а другая — в культурно-социальном смысле, т. е. или как историю происхождения племен из одного общего корня и их последующего разделения, или как социальные типы, носители культурно-религиозного прогресса первобытного человечества. Но здесь противоречие Библии выступает еще резче, весь смысл библейского повествования о таких выдающихся патриархах, как Адам, Енос, Енох и Ной, заключается именно в их конкретном и индивидуально-личном значении, а не в каком-либо отвлеченно типическом понимании; это последнее равносильно их полному уничтожению. Про каждого из благочестивых допотопных патриархов определенно говорится, от кого и когда он родился, каких лет имел первого сына, сколько прожил после этого, чем главным образом прославился и когда, наконец, умер. Это все такие указания, которые могут быть отнесены только к живой действительной личности, а не к отвлеченному типу.
Все только что сказанное с еще большим правом должно быть приложено и к последней из рационалистических гипотез долголетия, так называемой «мифической», или «мифико-натуралистической», не имеющей для себя положительно никакого оправдания с библейско-исторической точки зрения. В доказательство этого сошлемся на следующий отзыв одного из свободомыслящих протестантских богословов: «Все попытки придать именам библейских генеалогий какое-либо астрономическое или мифологическое значение, по подобию других, древневосточных генеалогий, не выдерживают критики» (Tuch-Genesis, 125 S.).
Утвердив факт патриархального долголетия с отрицательной стороны, попытаемся осветить его с положительной, т. е. исследовать его причины. Одним из лучших средств выяснения факта долголетия служит идея первобытного бессмертия, — пишет А. Покровский. — По учению Откровения, не только духовная, но и физическая природа первозданного человека была устроена так гармонично и целесообразно, что она, при благодатной поддержке от плодов древа жизни, обещала ему вечное бессмертие (Быт.2:9). Тление же и смерть вошли в мир лишь впоследствии, в качестве «оброка греха» (Рим. 5:12, 6:23). Однако зараза смертности, проникшая в организм падшего человека, в силу естественных законов ее развития, могла оказать свое влияние не вдруг, а постепенно, лишь медленно подтачивая удивительную силу и мощь прежде потенциально бессмертного организма. С этой точки зрения вся история патриархального долголетия есть не что иное, как постепенно понижающаяся шкала переходов от райского бессмертия (которое могло быть у Адама и Евы в Эдемском саду) к последующей смерти (Сифиты — от 1000 до 700, Ноахиды — от 600 до 180 и Авраамиды — от 180 до 120 лет).
Далее уяснению истины пат-риархального долголетия может служить и его аналогия с периодом младенчества в жизни каждого человека. Общеизвестен тот факт, что духовная и физическая продуктивность человеческой природы всего интенсивнее бывает в первый, младенческий период, когда она по богатству и силе своих жизненных процессов положительно несравнима ни с одним из последующих ее периодов. То, что несомненно о каждом в отдельности человеке, вполне справедливо и относительно всего человечества — этой отвлеченной суммы живых индивидуальностей. Патриархально-допотопный период был своего рода эпохой детства в жизни человечества, т. е. периодом исключительного богатства и роста всех его сил, которых, естественно, и хватало на целые века.
Предполагают, что необычайному долголетию патриархов в значительной мере содействовали и сами условия жизни первобытных людей, как то: особо благоприятные климатическо-атмосферические веяния, диэтико-этические черты жизни патриархов и знание ими целебных сил природы. Если и теперь, при наличности благоприятных условий, человеческая жизнь иногда превосходит вдвое и даже втрое ее среднюю продолжительность, то позволительно допустить, что прежде, при несравненно лучших условиях, она могла превосходить последнюю в десять и даже более того раз.
Но лучшим объяснением необычайного факта первобытного долголетия служит очевидное действие божественного Промысла... Этим, прежде всего, свидетельствовалась бесконечная благость Бога к падшим людям: щадя в течение целого ряда веков жизни первых людей, Бог тем самым как бы давал им время и средства хотя отчасти искупить свою вину тяжким трудом и многими скорбями их продолжительной последующей жизни.
Затем, такое долголетие допотопных людей имело и важное религиозно-общественное значение, поскольку оно служило необходимым фактором распространения человеческого рода и утверждения в нем основных элементов религии и культуры. Особенно важно было патриархальное долголетие для религиозных интересов — так им всего лучше обеспечивалась как твердость сохранения религиозных традиций, так и правильность их передачи: за весь допотопный период (от Адама до Ноя) эта традиция прошла лишь через одно посредствующее звено (Малелеила) и в силу того, разумеется, должна была сохранить все свойства своей изначальной свежести и чистоты.
Служа главнейшим средством сохранения религиозного предания, долголетие благочестивых патриархов являлось, вместе с тем, и поучительным примером истинно религиозной жизни и правильных моральных отношений. Умудренный опытом многовековой жизни, навыкший твердому хождению по путям заповедей Божиих, глубокий старец, каким был допотопный патриарх, являлся живой опорой своего многочисленного рода, его судьей, жрецом и законодателем, невольно подчинявшим себе всех своих родичей силой своего нравственного авторитета и связывавшим их в один тесно сплоченный семейно-патриархальный союз.
Долгие годы и сокращение человеческой жизни  
Что же еще нужно для долголетия, кроме почитания собственных родителей? Лучше всего, на наш взгляд, об этом написал праведный Иоанн Кронштадтский. Он как бы дает совет всем нам: «Если хотите быть долголетними на земле, не торопитесь жить плотским образом, пресыщаться, упиваться, курить, блудодействовать, роскошествовать, нежиться. В плотском образе жизни заключается смерть, потому плоть наша и называется в Священном Писании мертвенным, или ветхим человеком, истлевающим в обольстительных похотях (Ефесянам 4:22). Если хотите жить долго, живите духом: в духе заключается жизнь: «если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Римлянам 8:13) и здесь, и там, на небесах. Наблюдайте умеренность и простоту в пище и питье, храните целомудрие, не растрачивайте безумно бальзам своей жизни, не гонитесь за богатством, за роскошью, старайтесь быть довольными и немногим; храните мир со всеми и никому не завидуйте, всех почитайте и любите, особенно же старайтесь всегда носить Христа в сердце — и вы в мире и благополучии проживете многие лета».
Но бывает и так, что Бог сокращает земную жизнь человека. Для чего он это делает? Протоиерей Олег  Стеняев в своем труде «Беседы на Книгу Бытия» приводит следующий пример: «Одна женщина очень скорбела о том, что ее малолетний сын был при смерти, упрекала за это Бога и просила оставить ее ребенка в живых. Заснув, она увидела сон, в котором ей предстала вся жизнь этого ребенка, начиная с настоящего момента: он выздоровел, вырос, стал сильным, получил блестящее образование, имел друзей, невесту, ставшую потом его женой. Но вдруг он попадает в водоворот преступного мира, совершает тяжкие преступления, на нем много грехов, расплата неизбежна. Несчастная мать, видя все это, в ужасе закричала: «Господи, останови!» — и проснулась у постели умирающего ребенка».
Далее о. Олег Стеняев пишет следующее: «Мы должны помнить, что Бог любит каждого из нас больше, чем мать. Сказано: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15). И если Бог принимает решение сократить жизнь человека, то делает это во благо человеку. Мы должны помнить, что ни один волос не упадет с головы человека без воли Царя Небесного. Все наши трудности, переживания и сама смерть, даже и преждевременная, — все это в руках Бога. Господь принимает решение сократить чью-то жизнь в надежде, что, видя смерть своих близких, люди образумятся. Господь не сразу решил уничтожить извратившийся род человеческий, но вначале поэтапно пытался вразумить людей.
Ангел-Хранитель, святой, имя которого носит человек, Сам Господь милостиво наблюдают за нами в надежде, что мы изменим свой образ жизни. Долготерпение Божие ведет к покаянию. Господь посылает человеку предупреждения о его неправильной жизни в виде различных наказаний: трудных обстоятельств, сложного окружения, болезней самого человека или его близких. Эти трудности, тяготы жизни должны заставить человека задуматься, правильно ли он живет. Но иногда люди не слышат, что сам Господь Бог стучится в их жизнь, ничего не понимают в происходящем с ними. Продолжают жить по-прежнему, да еще и ропщут на Бога за Его «немилосердие» к ним, то есть считают правыми себя, а не Бога!
И вот Бог сокращает жизнь людей, чтобы, видя смерть друг друга, они задумались и о собственной смерти, о смысле жизни. Однако и этот урок не был воспринят людьми, так как грех уже глубоко укоренился в них», — отмечает о. Олег.

Иисус Христос: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком»

В конце нашей статьи хотелось бы поговорить о том, чем же, с точки зрения нашей православной христианской веры, является жизнь? Жизнью в первичном и истинном (сущностном) смысле является Бог: Я есть путь, и истина, и жизнь (Иоанна 14:6). 
Всякая сотворенная (тварная) жизнь (ангелов, человека, животных, растений) не имеет основания в самой себе, но получена от Бога в результате акта творения, поэтому тварь, в отличие от Бога, обладает жизнью не по сущности, а по причастию к Богу. По словам блаженного Августина, «нет такой жизни, которая была бы не от Бога, поскольку Бог есть высшая Жизнь и сам Источник жизни».
От Бога жизнь даруется творению в качестве динамической способности к самостоятельному развитию и совершенствованию, а в случае человека — также к уподоблению Богу и обОжению (от слова «Бог»). Благодатное участие в жизни Христа, доступное человеку посредством участия в таинствах Церкви, и прежде всего Евхаристии (Причащении), преображает его жизнь, уподобляя ее вечной Божественной жизни. Будучи «храмом Божиим», в котором живет Дух Божий (1Коринфянам 3:16), человек призван постоянно соотносить свою жизнь с ее Божественным основанием, при этом конечной целью человеческой жизни признается ее возвращение к Божественному Источнику и вечное пребывание в Нем.
Жизнь человека состоит из двух этапов: временной, земной, и вечной, небесной. Физическая жизнь человека начинается с момента зачатия, духовное рождение — приобщение к духовной, вечной жизни с Богом — с момента Таинства Крещения (оно может быть и не реализовано человеком практически: по этому поводу Апостол Павел пишет: мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14).
Исходя из того, что природа человека представляет собой единство тела и души, то для гармоничного развития и исполнения цели своей жизни он должен:
— уяснить источником своей жизни Бога, ее целью; 
— обожение, живым образцом и примером — Бога воплотившегося — Христа Иисуса;
— поддерживать жизнеспособность не только тела, но и души; правильно понимать и организовывать духовную жизнь;
— выстроить в себе правильную иерархию, т. е. не телесные желания должны руководить душой, а душа должна руководить телом.
Подготовил 

Александр ОКОНИШНИКОВ,

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»