Кашпировский: установка на погибель

№ 34(1068), 30.08.2017 г.
Недавно Новосибирск посетил известный на весь бывший Советский Союз человек, мастер слова и «внушения» Анатолий Михайлович Кашпировский. Вскоре ожидается его повторный визит в столицу Сибири. Молодые люди, возможно, не помнят, кто это такой. Мы напомним. Только не смейтесь. Многие ваши мамы и дедушки в конце 80-х годов прикладывали к телевизору разные места своего тела в надежде на исцеление, а еще ставили перед телеэкранами трехлитровые банки с водой. С динамика телевизора в это время доносился голос: «Даю установку!». Это и был тот самый Кашпировский, который по ТВ «лечил» людей. Другой, подобный ему, — Алан Чумак — «заряжал» воду, которой, возможно, впоследствии пытались лечить и вас самих. Но повторим еще раз — не будем смеяться…
 
Не будем, потому что за годы атеизма в СССР люди духовно одичали. Церковь была под запретом. Вот и оставалось верить кашпировским и чумакам, которых вдруг выпустили на всесоюзные экраны. Возникновение и широкое распространение всевозможных кашпировских и чумаков было логичным завершением дороги в атеистический тупик. Лишенные подлинных идеалов люди были готовы принять на веру все, что угодно. Все, что угодно, из того мира, который не объясним материалистическими понятиями, а только ими в СССР и пытались объяснить все на свете, забывая, что в этом мире есть и Бог, и дьявол. И наука, конечно же, тоже.
Поклонники коммунизма скажут, как же так, мы же, коммунисты-атеисты, создали эту могучую страну. И атеизм не помешал ее величию. Да, не помешал. На каком-то этапе. Общество находилось под жесточайшим контролем. Пока в лагерях работали миллионы политзаключенных, а в «шарашках» — выдающиеся конструкторы. Пока была внешняя угроза — война,  атеизм не разрушал государство. Но как только наступили мир и спокойствие, тут же выяснилось, что человеку мало только материальных благ. И вот тут-то атеизм, как ржавчина, стал разъедать страну.
Появление несчетного количества магов всех мастей, колдунов, экстрасенсов, гадалок и прочих деятелей черных культов — логичное следствие десятков лет запрета веры в нашей стране.

Второе пришествие оккультистов

Сегодня наш народ вроде бы стал более духовно образован, открываются закрытые в советское время храмы, возрождаются святые обители. Но нет! Похоже, что лукавый опять расставляет свои сети. Сети хоть и дырявые, но хорошо залатанные. На канале ТНТ появилось оккультное реалити-шоу под названием «Битва экстрасенсов», в эфире которого кучка доморощенных оккультистов различных цветов и мастей соревновались в том, у кого способности «круче будут». 
Потом в эфире телеканала «Россия» с триумфом появился известный на весь мир оккультист Ури Геллер, который при помощи своих «способностей» гнул ложки, передвигал различные предметы, чинил бытовую электронику, попутно приглашая в свою команду всех, у кого эти самые «способности» с его же помощью проявлялись. Потом на телеканале НТВ появилась программа «экстрасенсы против детективов». Сейчас по каналу «МИР» тоже, бывает, сайгаком скачут колдуны, рассказывающие, что причина ссор дочери с матерью лежит не в гордыне обеих, а в том, что якобы какая-то прабабка приворожила к себе прадедку. И вот теперь через поколения они-де несут на себе такую «карму». А сколько есть мелких региональных телеканалов, где маги и гадалки в тридевятом поколении дают советы и  сеансы прямо в прямом эфире? И т. д. и т. п.
И вот в Новосибирск во второй раз приезжает Анатолий Михайлович Кашпировский, вышедший на большую дорогу в поисках новых клиентов для своих сеансов «исцеления». Видимо, уже не хватает ему сеансов в США и гастролей по Украине. 
В лихие 90-е тучи оккультных деятелей, среди которых отдельной «звездой» горел Анатолий Михайлович, появлялись именно там, где кризис больно бил по простым людям, уставшим от политики и жаждавшим хоть какой-то духовности или исцеления от многочисленных болезней, развившихся на нервной почве. Церковь тогда для многих людей стала тихим пристанищем, в котором они обрели Бога. Но большинство все-таки по постсоветской привычке не желали потреблять «опиум для народа», а потянулись к малообъяснимым «феноменальным сверхспособностям человеческого организма». С широким размахом развернули по стране свою деятельность экстрасенсы, биоэнерготерапевты, целители, а с ними и маги, колдуны, «бабки» с «дедками» и прочие деятели.
«Вот таким образом дьявол завлекал в свои сети многих людей, балансирующих на грани выживания в кризисные моменты своего бытия. Ну, а покупал он, как всегда, обманом. Ведь предлагалось в считанные минуты решить проблемы с пошатнувшимся здоровьем, материальным положением и т.д. Но все-таки не каждый из той массы оккультистов смог получить тогда доступ к массовой аудитории. Это сделали лишь единицы. Среди них был и Кашпировский. Вот и задался я вопросом — что же так привлекало и продолжает привлекать людей в этом человеке и что же, на самом деле, представляет собой этот «феномен»? Что так сильно притягивает людей в оккультизме? — задает вопрос священник Дионисий Свечников и продолжает: — Ответить на этот вопрос не так-то сложно. Одной из веских причин, по которой народ обращается к экстрасенсам, биоэнерготерапевтам, гадалкам, колдунам, магам всех мастей, — «гарантия», которой усиленно пичкают людей ушлые оккультисты. А откуда ее взять? Говорят — от Бога. И смех и грех! Господь еще в Ветхом Завете ясно очертил Свое отношение к оккультизму, которое являлось порождением языческих культов».
Здесь приведем несколько цитат из двух ветхозаветных книг Библии: «Не ворожите и не гадайте» (Левит 19:26); 
«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19: 31); 
«И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20:6);
«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Второзаконие 18:11).
О недопустимости участия в языческих оккультных обрядах учили еще ветхозаветные пророки Иеремия и Исаия: «И вы не слушайте своих пророков, и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочётов … ибо они пророчествуют вам ложь» (Иерем. 27:9-10);
«И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:19-20).
А вот что сказано о посмертной участи нераскаявшихся оккультистов в библейском Новом Завете: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою» (Откровение 21:8);
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15).
Православная Церковь, имея столь веские основания в Священном Писании, в своих канонах также весьма строго относится к любым проявлениям оккультизма: «Предающийся волшебникам… дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежит правилу шестилетней епитимьи. Той же епитимьи подлежит подвергать… и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов» (61 Правило VI Вселенского Собора);
«Волхвующие и последующие языческим обычаем или вводящие некиих в дома свои ради изыскания волшебства, или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три лета припадания и два лета молитв без приобщения Святых Тайн (без причастия —. Прим. «Честное слово»)» (24 Правило Поместного Собора Анкирского);
«Не подобает освященным или причетникам быти волшебниками, или обоятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемые предохранилища (талисманы), которая суть узы душ их носящих же, оныя повелели мы извергати из церкви» (36 Правило Поместного Собора Лаодикийского);
«Предающиеся волшебникам, или так именуемым столоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергнуть и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обоятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо что общего у света со тьмой, как говорит апостол? Какая совместность храма Божия с идолами? Или какое соучастие верного с неверным? Какое согласие между Христом и Велиаром? (Велиар — имя демона—. Прим. «Честное слово»)» (61 правило Пято-шестого (Трулльского) Вселенского собора);
«Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца» (72 правило свт. Василия Великого);
«Волхвующие и последующие обычаям языческим или вводящие неких в домы свои ради изыскания чародейств и ради очищения да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими и едино да стоят с верными, и тако да примутся» (83 правило того же святого отца).

А гаранты кто?

Так вот, те «гарантии», которые дают оккультисты, как мы поняли из цитат, приведенных выше, — явно не от Бога. А от кого? От лукавого, от которого мы просим Бога избавить нас в молитве «Отче наш»… Либо от собственного измышления и самомнения. 
Если они утверждают, что их дар от Бога, не верьте им. Вас обманывают и водят за нос. И в этом нет ничего странного, руководит ими дьявол, а он, как известно, — отец лжи.
Редкий оккультист откажет себе в удовольствии пообещать клиенту стопроцентное действие какого-нибудь талисмана или амулета, сделанного для притягивания денег и удачи в бизнесе. На кого рассчитаны эти амулеты? Отец Дионисий Свечников отвечает так: они рассчитаны на тех, кто хочет ничего не делать и при этом быть богатым. Или на тех, кто все свои усилия полагает только для того, чтобы заработать как можно больше денег. В обоих случаях для человека на первом месте стоят деньги. Деньги становятся страстью для него, смыслом всей его жизни. Как не вспомнить в этот момент евангельскую притчу о человеке, который хотел сломать свои житницы, чтобы, построив новые, вместить в них еще больше зерна. Он помышлял в себе: «Соберу туда весь хлеб мой и все добро моё и скажу душе моей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь сказал этому человеку: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:19-20). Как эта история похожа на жизнь современного человека, который хочет заработать как можно больше денег, а потом больше ни о чем не думать! Он хочет быть успешным во всем, быть главным, иметь власть над другими людьми. Это бесконечное ублажение своего собственного «я» многие ставят целью всей жизни. Насколько это допустимо с точки зрения Православия? Недопустимо вообще, ибо ублажение собственного «я» — это чистый эгоизм, проявление чрезмерной гордыни. А это несомненный грех. Вот и грешат люди, которые с помощью «волшебной палочки» — оккультиста пытаются решить свои проблемы.

Он опять дает установку…

Ну а теперь конкретно по поводу Кашпировского. Знающие его сеансы люди могут спросить: разве он предлагает людям решить свои финансовые проблемы или выдает гарантии? Вроде бы нет. На его сеансах по большей части происходит обычная болтология. А в чем же тогда причина, которая дает повод усомниться в его деятельности? До момента появления на широкой публике Анатолий Михайлович долгое время работал в психиатрической больнице украинского города Винницы. Вот что он вспоминает о тех годах: «Когда работал в Виннице в больнице врачом первые три года, я уже занимался психологическими опытами и у меня были положительные результаты» («Индустриальное Запорожье», 13 октября 2006 года). 9 октября 1989 года Кашпировский впервые появился в эфире Центрального телевидения. Появившись в прямом эфире ТВ, он стал применять гипнотические техники, видимо, выработанные при психологических опытах, для «лечения» масс. С экранов телевизоров оккультист давал зрителям «установки», благодаря которым люди должны были излечиваться от болезней. Интересно, что сам Кашпировский отрицает, что применял и продолжает применять массовый гипноз: «Я его не применяю, потому что еще в 74-м растоптал теорию советской психотерапии, которую провозгласил Константин Платонов: «Гипноз — основной ствол психотерапии». Не основной, не запасной даже, и вообще никакой не ствол! Константин Иванович, к которому я относился с искренним уважением, в психотерапии большая личность, но в любом деле истина всегда относительна, и то, что вчера было правилом, со временем таковым уже не является. Гипноз не есть сила, способная изменить человека, тем не менее, в силу некомпетентности на меня ярлык гипнотизера набросили» (газета «Бульвар Гордона» № 36 (36) от 27 декабря 2005 года).
Но если в 2005 году Кашпировский мог бросаться словами о некомпетентности, то в январе 2007 года Челябинская прокуратура привлекла его к ответственности на основании заключения специалистов Челябинской государственной медицинской академии Росздрава, которые пришли к выводу, что «экстрасенс на своих сеансах использует методы гипноза, которые оказывают негативное воздействие на психическое и физическое здоровье человека, так как не учитываются индивидуальные особенности и противопоказания к проведению гипноза». 
Так почему же Кашпировский отвергает тот факт, что он использует гипноз на своих сеансах, утверждая, что «гипноза не существует» (и это говорит человек, имеющий диплом врача-психотерапевта)? Кстати, эти слова никак не вяжутся с его избитой фразой «даю установку!»: именно гипнотезеры ее постоянно и «дают», внушают. 
Причем это внушение такое напористое и ничем не прикрытое, что даже глупо отрицать элементарный приём, который используется при введении человека в гипнотический транс. «Такого, как я, больше нет. Только я могу помочь. Расслабьтесь и не сопротивляйтесь», — постоянно повторяет Кашпировский на сеансах. Не сомневаемся, что таких, как Анатолий Михайлович, больше нет. Ведь до какой степени наглости нужно дойти, чтобы держать за дураков всю свою аудиторию, частенько повторяя слова «Самый первый ваш враг — ум. Спрячьте его в карман». Оказывается, ум — это враг человека. Да, конечно, расслабившимися и отключившими умственное мышление людьми управлять не составляет труда. Схема принципиально ясна: расслабьтесь, отключите сознание, даю установку. Обычное, банальное введение в гипнотический транс. В таком состоянии в подсознание человека можно вкладывать все что угодно. В то время как Бог нам дал ум, в том числе и для защиты от неразумности и даже для защиты от демонических сил. Введение в транс, в гипноз, в медитативное состояние ослабляет ум человека, а значит, и его естественную защиту.
Анатолий Михайлович твердит: «Экстрасенс — для меня оскорбление. Все они шарлатаны. Йоги, гипнотизеры, астрологи. Один человек не может подчинять себе волю другого. Если он говорит: «Собирай цветы», а тот собирает — это не гипноз, а галлюцинация». Следуя подобной логике, можно утверждать, что на сеансах Кашпировского народ впадает в массовые галлюцинации, «получая установку» на исцеление. 
Как и почти 20 лет назад, Кашпировский надменно смотрит на пришедших к нему за помощью людей, бросая их на грязный пол (некоторые при этом бьются в судорогах). Сеансы представляют собой ужасающую картину. На сцене штабелями лежат люди, а из зала всё рвутся новые и новые «жертвы», доверившиеся чудо-целителю. Под тяжёлую музыку голова идет кругом, вокруг — истерично рвущиеся к сцене люди, а на сцене сам Кашпировский «дает установки» на лечение. Больше похоже на массовое помешательство. Но у Церкви есть более четкое определение — беснование. Кстати, у некоторых харизматических сект происходит во время «богослужений» подобная картина. Пастор (какой-нибудь Алексей Ледяев из Латвии или Сандей Аделаджа с Украины) под невнятное бормотание доводит доверчивую публику до того же, до чего доводит ее Кашпировский).
Кашпировский считает, что он не похож ни на кого. Он — обладатель «особенного дара», который описывает следующим образом: «У меня невероятная способность видеть способности других. Я вижу способность людей не чувствовать боли, способности к тому, что у них проходят раны, диабет. Пусть и не сразу эти заболевания проходят, но постепенно. У меня к этому обостренная способность. Высший пилотаж в нашем деле — ничего не делать, но иметь результат. Я не делаю никому ненужных маханий руками, не дотрагиваюсь до определенного места. Бывает, что по малейшему признаку можно увидеть мало, но это будет много». На самом деле эта способность — та же, что и у сотен тысяч других оккультистов: он якобы перераспределяет энергию в теле человека, гоняя ее от здорового органа к нездоровому. В результате заболевает и здоровый орган, а человек, «исцелившийся» от болезни десен, умирает от инфаркта или опухли головного мозга. «Наглое вторжение в подсознание человека разрушает не только тело, но и душу. Лукавые духи, действующие через оккультистов, завладевают сознанием людей, зачастую толкая их на самые неожиданные поступки, вплоть до самоубийств», — отмечает о. Дионисий.
А главный психиатр Новосибирской области Галина Прокофьева вспоминала: «После «гастролей» Кашпировского в нашем городе был отмечен резкий всплеск обострений. Многие пациенты рассказывают, что постоянно слышат его голос, что он заставляет их делать то-то и то-то. Одна женщина прибежала в церковь спасаться от голоса «целителя». Другая, следуя его «указаниям», выбросилась с девятого этажа…» что это, как не бесовское внушение? Видимо, стоит ожидать подобного обострения в Новосибирске снова после августовских гастролей?

Врачи о самом «особенном»

Как отмечает доктор медицинских наук, профессор, психиатр, педиатр иеромонах Анатолий Берестов в своей книге «Число зверя», после сеансов Кашпировского у некоторых детей, склонных к эпилепсии, развивались тяжелые эпилептические припадки вплоть до эпилептического статуса, когда припадок следует за припадком и обычными лечебными мероприятиями остановить их невозможно. Таких детей приходилось госпитализировать в реанимационные отделения. Не всегда их удавалось спасти. Были случаи смерти детей или наблюдались тяжелые осложнения вплоть до декортизации — гибели коры головного мозга, и тогда эти дети становились тяжелейшими инвалидами. О. Анатолий пишет: «Мне приходилось наблюдать не однажды молниеносный рост опухолей головного мозга у детей после просмотра телесеансов А. Кашпировского. В течение полутора-двух недель опухоль достигала громадных размеров (по данным компьютерно-томографического исследования), и операция становилась уже невозможной».
Вот несколько выдержек из «Медицинской газеты» от 15 декабря 1989 г.: «У больной Ж., 1972 г . рождения, после сеанса развились серийные судорожные припадки»; «У больного М. после сеанса А. Кашпировского развился тяжелый астматический статус»; «После сеансов Кашпировского вскрылась старая язва».
А вот свидетельство профессора В. Лебедева: «После первого сеанса А. М. Кашпировского по Первому каналу телевидения (8 октября 1989 г.) нами было проведено исследование… Во время сеансов и после них в течение некоторого времени вызовов «скорой помощи» не было. Они начались около двух часов ночи, тогда как в обычные дни их количество к этому времени сокращается. В основном это были тяжелые больные с гипертоническими кризами, отеками легких, нарушениями ритма работы сердца. Количество смертельных исходов за сутки против обычного уровня увеличилось почти в три раза… Многие больные, уверовав в чудотворную силу Чумака и Кашпировского, перестали принимать инсулин, что привело к тяжелейшим комам. Онкологи встретились с отказом от лекарств целого ряда пациентов, особенно женщин с опухолью молочной железы, что привело к появлению неоперабельных форм этого заболевания…
Но наиболее уязвимыми оказались школьники, 93,4 процента которых были вовлечены в телесеансы. 42 процента из них впали в гипнотический сон. Во время сеанса у детей были выявлены навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения… По всей стране имеет место помещение детей в психиатрические больницы». Позже профессор Лебедев также провел некоторые статистические исследования. Он исследовал 6 228 писем от пациентов, которые участвовали в сеансах Кашпировского. По телевидению зрители видели и слышали восторженные отклики людей, которые после многих лет страданий почувствовали облегчение; но вот что с ними было дальше через некоторое время: «63 процента почувствовали резкое ухудшение здоровья; дальнейшие наблюдения показали, что из 15 процентов тех, которые будто бы исцелились после сеанса, у 13—14 процентов опять возникали обострения болезней в более резкой форме…».
В октябре 1990 г. телезрители услышали от болгарского профессора Тодора Дмчева, что методы, применяемые экстрасенсами и психотерапевтами типа А. М. Кашпировского, губительно отражаются на психике людей. «Это типичный психофашизм, ибо в Болгарии после телесеансов Кашпировского участились случаи массового психоза».
Русская православная церковь еще в 1989 году выразила свое отношение к сеансам Кашпировского: «С великой радостью Церковь благословляла бы своих чад пользоваться знанием и мастерством подобных целителей, как благословляет она многие врачебные труды, если бы не знала о той духовной и физической опасности, которая следует за такого рода воздействиями. Всякому, кто хоть раз бывал на акте экзорцизма (изгнание бесов), стоит только взглянуть на экран во время сеанса «исцеления» и увидеть людей, впадающих в транс, помимо своей воли танцующих, смеющихся и плачущих, чтобы ясно понять: они ведут себя в точности как люди, одержимые силами, которые в православной практике называются бесами или нечистыми духами… Будем помнить завет апостола Павла: не участвуйте в бесплодных делах тьмы» (Журнал Московской Патриархии, № 12, 1989 г .).
Но самой показательной стоит считать историю, происшедшую с самим Кашпировским в Киево-Печерской Лавре и рассказанную московской журналисткой Н. Ставицкой: «Кашпировский вместе с мужчиной-экскурсоводом пошел в Дальние пещеры. Подойдя к раке с мощами Ипатия Целебника, он почувствовал одеревенение во всем теле. Еле-еле добрался до мироточивых глав, возле которых упал, у него изо рта пошла пена. Поднять его не смогли — пришлось вытаскивать из пещер за руки, за ноги…»

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ,

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»