Преобразование природы должно начинаться с преображения души

№ 37(1071), 20.09.2017 г.
В последние недели мы с ужасом наблюдаем за тем, что происходит в Центральной и на юге Северной Америки. Разрушительные ураганы «Ирма» и «Харви» обрушились на Кубу и США. Сначала тропический циклон «Харви» вызвал катастрофические наводнения в юго-восточной части Техаса. Это первый мощный ураган в месте выхода на берег в США. Кроме того, это сильнейший ураган в Мексиканском заливе после урагана «Катрина», который бушевал в 2005 году. Вследствие «Харви» погибли по меньшей мере 30 человек

Это не «конец света»

Затем пришла «Ирма». Этот ураган оценивается как мощный атлантический тропический циклон пятой категории. Он вызвал катастрофические разрушения на островах Барбуда, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен, Ангилья, Виргинских островах, Теркс и Кайкос и в южной части Багамских Островов. На Барбуде и Сен-Мартене ураган разрушил или повредил более 90 процентов всех зданий, более половины жителей остались без крова. В нидерландской части острова Сен-Мартен разрушен аэропорт Принцессы Юлианы.
В ночь с 8 на 9 сентября ураган достиг северного побережья Кубы и, двигаясь по касательной вдоль береговой линии острова, вызвал в его северо-восточных провинциях значительные разрушения. Столица Кубы Гавана была затоплена. Сила урагана при этом уменьшилась до третьей категории, но позднее опять возросла до четвертой. По данным СМИ, ураган поднял на побережье Кубы семиметровые волны, а скорость порывов ветра достигала 250 километров в час.
Утром 10 сентября ураган достиг Флориды (США). Власти штата объявили эвакуацию для 6,3 миллиона человек (более четверти всего населения штата). Президент Дональд Трамп объявил режим «крупного стихийного бедствия» во Флориде. 10—11 сентября ураган прошелся по западному побе-
режью штата, вызвав сильные разрушения на архипелаге Флорида-Кис и наводнения в Майами и в других городах. По данным на 
13 сентября, жертвами урагана стали не менее 79 человек.
…Православная Церковь в США даже объявила о совершении молебна «от злорастворений ветров и бури морския». Молитву просили читать в монастырях и за богослужениями, а также обращаться с ней к Богу простых мирян у себя в домах…
Чуть ранее, 7 сентября, в Мексике произошло мощнейшее землетрясение магнитудой 8,2 балла. Землетрясение вызвало значительные разрушения и унесло жизни 96 человек. 1,85 миллиона граждан Мексики остались без электричества. 
4 сентября на столицу Башкирии, город Уфу обрушился сильнейший за 150 лет ливень. Всего за час улицы Уфы ушли под воду — машины не ехали, а плыли по проспектам, еще и образуя при этом километровые пробки. Один из водителей спас женщину с ребенком — их едва не унесло бурным потоком. Затопило офисы, подземные переходы и торговые центры, а мосты превратились в водопады.
Несколькими днями ранее, 
1 сентября в России, в Кабардино-Балкарии сошли селевые потоки. В результате этого более 500 человек оказались заблокированными, включая туристов из других стран. Около пяти тысяч человек остались без газоснабжения из-за повреждения газопровода.
Местные жители оказались заблокированы после выхода из берегов реки Баксан и схода селевых потоков со склона ущелья Адыл-Су. Проливные дожди размыли федеральную дорогу Прохладный — Азау, а также три пешеходных моста. Селевыми потоками также отрезаны пять населенных пунктов, в которых проживает почти шесть тысяч человек.
Ну и, конечно же, все помнят, как в конце весны на столицу нашей страны обрушился ураган, унесший жизни 16 человек. Стихия вырывала деревья, роняла рекламные щиты, а молнии били в самолеты и людей…
Что это? Конец света? Апокалипсис? Нет. Это, если угодно, очередное напоминание человечеству о том, что нужно заботиться о своем доме. А что есть наш дом? Наш дом, данный нам Богом, — это наша родная планета, третья планета от Солнца — Земля. Кстати, «экология» так и переводится с греческого, как «слово о доме».
Давайте вспомним, какая была одна из самый первых заповедей, данных Богом человеку? Заповедь заботы о своей окружающей среде! «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Чтобы возделывать и хранить. А что делаем мы каждый день? Давайте вспомним. Начнем с малого.
Вот идет человек по улице, он торопится. Ну, некогда ему донести до урны бумажку или обертку. На встречу он торопится, понимаете? И ну ее, эту бумажку, себе под ноги или в сторону. Вот тебе и вся забота. Какая там экология! Некогда!.. И полетела эта обертка по свету. Попала в ближайшую речку, та постепенно вынесла ее в океан, а там поплыла она дальше с океаническими течениями. А потом мы удивляемся, как так вышло-то, что со спутников наблюдаем в тех самых океанах уже вторую огромную мусорную воронку? 
А вспомните загаженные мусором пляжи и наши леса, особенно неподалеку от дачных поселков. Все начинается с малого. Конечно, на первый взгляд, кажется, что один человек не сможет глобально ничего изменить. Но так только кажется. Мощные бурлящие потоки рек сначала высоко в горах собираются по капелькам, а только потом становятся стихией. Так же и наша экология. Начать нужно с себя, дисциплинировать себя. Мимо урны не бросать. Мусор в лес не выносить. По возможности требовать в магазинах не полиэтиленовые, а бумажные пакеты. А еще лучше — собраться друзьями или семьей и просто пойти в ближайший лесочек и прибрать его. И природа станет чище, и на душе появится умиротворение. А на место, где вы убрались — мы такие-то, такого-то числа добровольно навели здесь порядок. Большая просьба — больше не мусорить, а лучше повторить то, что сделали сегодня мы. Любовь — одна из заповедей Божьих. Соблюдая эту заповедь по отношению к ближним людям и ближней природе, мы сможем преобразить этот мир. 
Конечно, у читателя может возникнуть вопрос: а как же транскорпорации, разоряющие планету, как же государства, истощающие ресурсы Земли, как же отходы производства и заводов? Это все имеет огромное значение. Но суть проблемы та же самая — грех, живущий в человеке. Сребролюбие и погоня за выгодой и прибылью. К этому мы бы еще добавили непрекращающиеся войны и тысячи разрывающихся снарядов. Корень этого лежит также в отсутствии любви между людьми. Война на пустом месте не разгорится. Все начинается в сердце человеческом. Если мы не начнем исправлять себя самих, видимо, планете придется напоминать нам об этом ураганами, землетрясениями, новыми болезнями и отравленным воздухом. Не говоря уже о гибели водорослей и растений.
Что же об экологических проблемах сегодня думает Церковь? Православная Церковь, сознающая свою ответственность за судьбу мира, сегодня также глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современной цивилизацией. Сегодня облик Земли искажается в планетарных масштабах... Поражены недра, почва, вода, воздух, животный и растительный мир. Окружающая нас природа практически полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека. Ведь человек сегодня  уже не довольствуется многообразием ее даров, но безудержно эксплуатирует целые экосистемы. 
Деятельность человека, достигшая масштабов, соизмеримых с биосферными процессами, постоянно возрастает благодаря ускорению темпов развития науки и техники. Повсеместное загрязнение природной среды промышленными отходами, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни. Истощаются невосполнимые минеральные ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды. Появляется множество вредных веществ, многие из которых не включаются в естественный круговорот и накапливаются в биосфере. Экологическое равновесие нарушено; человек поставлен перед фактом возникновения необратимых пагубных процессов в природе, включая подрыв ее естественных воспроизводительных сил.
Ну и, конечно же, все это происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления в высокоразвитых странах, где стремление к изобилию и роскоши стало нормой жизни. Такое положение создает препятствия к справедливому распределению естественных ресурсов, являющихся общечеловеческим достоянием. Последствия экологического кризиса оказались болезненными не только для природы, но и для человека, находящегося с ней в органическом единстве. В результате Земля оказалась на пороге глобальной экологической катастрофы.

Грехопадение и окружающая среда

Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены еще в доисторические времена. Причиной этого послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. «Тварь, — пишет апостол Павел, — покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Римлянам 8:20—22). 
Стоит отметить, что в самой природе, как в зеркале, отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, «терние и волчцы» (Бытие 3:18) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам, и птицам небесным, и всем зверям полевым» (Бытие 2:19—20). 
В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее», (Псалтирь 23:1). Богу принадлежат «небо и… земля и все, что на ней» (Второзаконие 10:14), в то время как человек, по выражению святителя Иоанна Златоуста, есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство этого мира. Это богатство — «воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды», как замечает тот же святой, Бог «разделил между всеми поровну, как будто между братьями». «Владычествование» над природой и «обладание» землей («И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле», Бытие 1:28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» (Бытие 2:15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом.

Дом, а не «среда обитания»

В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» немалое место отведено проблемам отношения человека к окружающему нас миру. Среди прочего в этом интереснейшем документе говорится о том, что экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром. Сегодня все чаще критикуется концепция господства человека над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Так, выявляются виды деятельности, наносящие вред природной среде. Одновременно разрабатывается система ее защиты, пересматриваются методы хозяйствования, предпринимаются попытки создания ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, которые одновременно могли бы «встроиться» в естественный природный круговорот. Получает развитие экологическая этика. Руководствующееся ею общественное сознание высказывается против потребительского образа жизни, требует повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, предлагает ввести экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия.
В документе говорится о том, что Православная Церковь по достоинству оценивает труды, направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к активному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на защиту творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения человека с природой, станут носить не сугубо гуманистический, но и христианский характер. Одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. C христианcкой точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он — священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу. В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма: Бог, дающий «всему жизнь и дыхание и все» (Деяния 17:25), является Источником бытия. Поэтому сама жизнь в многоразличных ее проявлениях носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только божественному творению, но и Самому Господу.
В «основах социальной концепции РПЦ» говорится и о том, что экологические проблемы носят, по существу, антропологический (т. е. человеческий. —  Прим. «Честное слово») характер, будучи порождены человеком, а не природой. Посему ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики.
Природа подлинно преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль, ибо сказывается на окружающей среде как при внешнем воздействии на нее, так и при отсутствии такого воздействия. Церковная история знает множество примеров, когда любовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание твари самым благотворным образом сказывались на живых существах.
Взаимосвязь антропологии и экологии с предельной ясностью открывается в наши дни, когда мир переживает одновременно два кризиса: духовный и экологический. В современном обществе человек подчас теряет осознание жизни как дара Божия, а иногда даже самый смысл бытия, которое порою сводится к физическому существованию. 
Окружающая природа при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, а тем более как храм, становясь лишь «средой обитания». Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, ибо неспособна оказывать преображающее воздействие на мир. Ослепленному грехом человечеству не помогают и колоссальные технические возможности — при безразличии к смыслу, тайне, чуду жизни они не приносят настоящей пользы, а подчас причиняют вред. У человека, деятельность которого духовно не ориентирована, техническая мощь, как правило, порождает утопические надежды на безграничные возможности человеческого разума и на силу прогресса.
Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это утверждение отнюдь не означает, что Церковь призывает свернуть природоохранную деятельность. Однако она связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей человека и природы со стремлением общества к духовному возрождению. Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.

Церковь и экология

Русская Православная Церковь, исповедуя библейское учение об отношениях человека и тварного, 
т. е. сотворенного Богом мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности.
Церковь свидетельствует о единстве сотворенного Богом мира и предлагает целостную картину человеческого бытия. Эта мысль подчеркивает отличие теоцентрического мировоззрения от позиции гуманистического антропоцентризма, человекоцентризма, рассматривающего окружающую среду как источник «эгоистического и безответственного потребления» и от языческого обожествления природы, подчас соединяемого с попытками возвысить ее над человеком, объявить ее самодостаточной, а человеческие усилия по ее преображению — ненужными.
Как уже было сказано выше, Библия учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека. Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу. Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим. Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Псалтирь 91:5).
В свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с сотворенным миром. Бог благословил человеку пользоваться материальными благами для поддержания его телесной жизни. Книга Бытия также свидетельствует, что Господь открыл человеку возможность познавать и изучать творение, так как обладать и владычествовать над ним в соответствии с замыслом Божиим невозможно без знания законов природы. 
Особое значение для правильного понимания места человека во Вселенной имеет библейское учение о владычестве человека над сотворенным Богом миром, которое должно быть сообразным Всеблагому творчеству Создателя Вселенной, ибо человек создан по образу Божию. 
Преподобный авва Дорофей пишет: «Будем все хранить совесть нашу во всем: в отношении к Богу, к ближнему и к вещам». Люди призваны к творческому участию в бытии творения, его защите и сохранении: «Взял Господь Бог человека, которого создал и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).
Одним из последствий грехопадения первых людей явилось нарушение богоустановленных отношений между ними и природой. Человек стал руководствоваться прежде всего эгоистическими и потребительскими побуждениями. Поэтому экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям.
Сегодня Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение.
Церковь призывает благодать Святого Духа не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Божественная Евхаристия освящает тварный космос. Плоды земли и творения рук человеческих — хлеб и вино — действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы, освящая верных. Освящение водной стихии, совершаемое на Богоявление, открывает новую перспективу для материального бытия: освященная вода становится святой водой, «приводящей в жизнь вечную». Церковь всегда откликалась молитвой и трудом на события, требовавшие взаимодействия человека и природы, и на ситуации, в которых природные стихии становились для человека враждебными. Церковь ежедневно молится о «благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных», совершаются и особые молитвы о людях, трудящихся на земле, об избавлении от стихийных бедствий. Русская Православная Церковь утверждает, что человек изменяет окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преодоления духовного кризиса человечества.
Реальной альтернативой потребительству является христианский образ жизни. Православие учит воспитывать в людях умеренность и воздержанность в удовлетворении жизненных потребностей, ответственность за свои действия, отказ от излишеств, в том числе от нерачительного использования продуктов питания, уважение к потребностям других людей, понимание важности духовных ценностей для каждого человека.
Примером бережного и целомудренного отношения к окружающей среде нередко являлись православные монастыри, где и происходило плодотворное взаимодействие благой воли человеческой и освящающей силы Божией, в том числе в области сельскохозяйственной деятельности.
Священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Эта деятельность в первую очередь должна быть направлена на свидетельство о том, что лишь воздержанность, уважение к другим и ответственность в каждом человеке, основанные на сознательном исполнении заповедей Божиих, позволят человечеству преодолеть возникшие экологические проблемы.
Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на возможно более бережное отношение к окружающей среде.
Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств.
В трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в политической борьбе и экономической конкуренции или как способ удовлетворения корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. В такого рода случаях Церковь оставляет за собой право воздерживаться от сотрудничества в экологических и смежных проектах. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, международных организаций, общественных и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на природу, а через это — на здоровье и жизнь человека.

Подготовил 

Александр ОКОНИШНИКОВ,

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

 

Другие материалы рубрики:

  • Мат оценили в тысячу

    По постановлению прокурора ЗАТО Северск Томской области местная жительница оштрафована за грубую нецензурную брань в адрес малолетнего ребенка на детской площадке

  • Видно, что-то с головой…

    Сотрудники полиции по горячим следам задержали подозреваемого в поджоге жилых деревянных домов

  • Грабеж с семью баллонами

    В городе Белово местный житель напал на слесарный цех

  • Небрежность деда стоила жизни ребенку

    Закончено расследование несчастного случая в Ленинском районе Новосибирска — летом во время игры в войну один подросток застрелил другого 

  • Убил того, кто был дома

    Как уже рассказывало «ЧС», в городе Прокопьевске в одном из жилых домов обнаружили тела 14-летнего подростка и 27-летней женщины. Полицейские выяснили, что причастным к преступлению может быть отчим юноши. Мужчина был объявлен в розыск и задержан в Алтайском крае.

  • Отделение связи работало на начальника

    Следователи в Республике Алтай возбудили уголовное дело в отношении бывшей начальницы одного из отделений почтовой связи, подозреваемой в крупном хищении

  • Наездил на миллион

    Суд приговорил бывшего директора муниципального предприятия «Теплосети» города Камень-на-Оби Олега Руденка к условному сроку за растрату

  • Депутат и дело о вандализме

    Инициатором возбуждения уголовного дела после повреждения памятника Николаю II и цесаревичу Алексею в Новосибирске стала депутат Госдумы Наталья Поклонская