И ветер южный песни принесет…

№ 27 (805), 11.07.2012 г.

Мы привыкли ассоциировать со словом «звезда» исполнителей, не сходящих с экранов телевизоров и обложек глянцевых журналов. Однако свет, исходящий от них, может быть лишь отблеском таланта. Ведь стольким по-настоящему одаренным музыкантам, исполнителям и композиторам так трудно бывает пробиться на большую эстраду — в силу ли отсутствия нужной «фактуры» или банальных финансовых возможностей. Однако их песни так или иначе когда-нибудь найдут своих слушателей
Новосибирский композитор и певец Вадим Южный (Джалаев) проделал рекордный путь: за каких-то три года он добился на эстраде таких результатов, которые другим музыкантам стоят десятилетия плодотворного труда.
Парадокс артиста Южного в том, что зал на его выступлениях встает после совершенно незнакомых композиций. Вот и получается, что изначально продюсер артиста Сергей Родыгин настраивает своего подопечного под «формат» радио и телевидения, как бы зазывая потенциальную публику на живые концерты исполнителя, а публика после уже сама начинает диктовать условия диджеям на радио. К счастью, продались еще не все — остались и такие станции, где ставит Южного просто потому что … — нравится!
Выпустив в свет два сольных альбома, артист уже работает над третьим, попутно успешно гастролируя по Сибири. А недавно для Вадима Южного произошло значимое для его жанра событие: впервые музыканта из Новосибирска пригласили выступить на международном фестивале памяти Аркадия Северного (С.-Петербург), причем нашему земляку доверили спеть аж три песни, да еще в самом конце 12-часового фестиваля, что говорит о безусловном авторитете Вадима Южного в кругу тех, кто позиционирует такой песенный жанр, как русский шансон.
Также на днях пришло подтверждение, что Вадим Южный попал в финальную часть конкурса «Русская душа», на котором будет представлять Россию. Концерт пройдет в Берлине и Париже. Отобранная в числе 16 участников (из 200 претендентов) композиция «Осенний вальс» — единственная, которая не получила ни одной поправки в интернете при определении рейтинга.
Вадим Южный и Сергей Родыгин (попутно продюсерской деятельности еще пишущий тексты песен для артиста) побывали в редакции газеты «Честное слово», рассказали о себе, своем творчестве, успехах и начинаниях, ну и конечно, о главном — о той музыке, которую они создают сегодня.

Корр.: Вадим мог бы стать любимым артистом еще в перестроечные годы. Что помешало: нежелание идти на компромисс с законами шоу-бизнеса или элементарное отсутствие средств?
С.Р.:
Тогда было совершенно другое мироустройство. Артистами становились и могли стать люди в принципе просто талантливые. Скажем, у меня в 1988 году была группа, которая базировалась в Мошково. Мы нашли «модные» инструменты, компьютеры и все остальное: государство нам на это дало денег. Да, тогда на это деньги выделялись! И мы в своем родном Доме культуры просто на магнитофон (правда, хороший) записали все, что сочинили — и через две недели это слушала вся страна!
После перестройки же, когда все рухнуло, записать музыку стало стоить больших денег. В перестроечные годы в Новосибирске приличных студий не было, за исключением разве что студии братьев Филимоновых. Лишь в 1992 году появилась студия Поспелова, которая хоть что-то могла писать, за ней — Бугаева.
Причем, беря приличные деньги, они практически не отвечали за качество, что, однако ж, не избавляло от больших очередей на запись. А в Москве было, может быть, штук десять студий — и там тоже было не пробиться!
Почему эти 20 лет и являются катастрофой: мы потеряли практически всех играющих музыкантов — оркестр заменили компьютеры, сделали забивки — и поехали.
Первыми квалификацию потеряли барабанщики (Вадим, кстати, барабанщик), вторыми — бас-гитаристы… И сейчас найти приличного музыканта крайне сложно. Кто-то махнул на все рукой, кто-то ушел в такси, кто-то — в запой, а сколько умерло — ужас! Или просто поменяли профессию.

В.Ю.: Я тогда играл на ударных инструментах и мог только мечтать исполнять песни собственного сочинения. Пел вначале только чужое (на разных мероприятиях), и в основном Юрия Антонова — у меня тембр голоса подходил под его песни.

С.Р.: И Юрий Михайлович заметил его, когда посетил тогда Новосибирск.

В.Ю.: У нас была репетиция в оркестрантской цирка. Антонов зашел к нам после своего выступления совершенно случайно. Мы поговорили, выпили (смеются). Я был тогда мальчишкой — 18 лет.
И у меня, наверное, еще не было той мудрости и жизненного опыта, чтобы сочинять и исполнять такие песни, которые пою сейчас. Свое пришло буквально шесть лет назад.

С.Р.: И наши песни необходимы нормальному человеку, потому что они добрые и о главном: о жизни, о нас с вами — о детях, о матерях — таких песен народу сейчас как раз не хватает.
Вот пришел человек домой, поставил диск — и отдохнул. Мы принципиально пошли по этому пути — создавать песни для сердца, для души. И сценический псевдоним «Южный» шел как раз от образа: южный — значит, солнечный. Значит, и песни должны быть теплые, добрые, берущие за живое. Это и есть та ниша, которую начал разрабатывать Юрий Михайлович Антонов.

В. Ю.: Потом подхватили Митяев, «Синяя птица»… — они все из одного поколения. И это направление близко нам. Мы его называем хорошей русской современной песней. Иногда у нас спрашивают: а что вы поете — шансон? Но шансоном это назвать сложно. Скорее всего, — песни для народа — народные песни не в смысле русские народные (с балалайкой и баяном), а добрые песни со СМЫСЛОМ. Ведь мы не стремимся ЛИШЬ БЫ спеть, чтобы успеть заработать и завоевать популярность — мы прежде всего стремимся к УВАЖЕНИЮ, потому что популярность можно потерять через неделю.
Время от времени жизнь подбрасывает соблазны — когда ты можешь где-то схалтурить, где-то пойти на компромисс и заработать быструю славу. Но мы принципиально не хотим участвовать в такого рода проектах.

Корр.: А как вы относитесь к тому, что ваши песни особенно полюбились представителям с мест не столь отдаленных и даже … гей-меньшинствам, которые перепевают строчки по-своему?
В.Ю.:
Они же тоже люди… Мы не так давно ехали вместе с Сергеем и остановились съесть по шашлычку на улице Дуси Ковальчук. Выходим уже обратно — и подходит такой — стриженный. Вы, спрашивает, Вадим Южный? Я отвечаю: да. Я, говорит, только что освободился и вас знаю. Откуда? — спрашиваю. А он: да у нас на зоне слышал.

Корр.: Уж не по радио ли «Шансон»?
С.Р.:
Нет, на это радио мы пока не пробились.
В.Ю.: ПОКА не пробились: «Шансон» в каком-то смысле корпоративное радио и, конечно, везде играют роль отношения, деньги. Но «Городская волна» — единственное радио, которое меня ротирует безо всяких денег, взяток и «сюрпризов». Просто им нравится репертуар — они меня и крутят. Канал ОТС также постоянно показывает — просто из уважения.

Корр.: То есть ваша ниша — это исключительно сибирский регион, или уже появились шансы попасть и на центральные каналы?
С.Р.:
На центральные пока нет, но на спутниковые уже попали: на «Ля-Миноре» ротируют два наших клипа четыре раза в сутки, а на «Шансон-ТВ» мы отвезли фильм-концерт плюс там идут программы с участием Вадима.
Еще нас очень активно сейчас ротирует канал «Ночное такси» на YouTube, у которого шесть миллионов пользователей по всему миру, там еще круглогодичная радиостанция, на которой Вадим также активно звучит. Плюс еще «Питер-ТВ» и … 40 сибирских телекомпаний! И это только начало!

В.Ю.: Главная ценность в другом: в том воздействии на слушателей, которое производят мои песни. В апреле мы выступали по приглашению в таком статусном для Санкт-Петербурга месте, как гранд-кафе «Юность» — там было очень много народа. Так после исполнения песни «Мама» ко мне подошла женщина и сказала: «Знаете, я буквально позавчера с мамой поругалась. А сейчас пойду с ней мириться».

С.Р.: А два дня спустя в московском трактире «Бутырка» (где Вадим дал полноценный двухчасовой концерт) произошел уже забавный случай. Это все-таки место блатного шансона. И вот один паренек приехал из Питера специально в «Бутырку» — ехал всю ночь, чтобы послушать Южного! И так он его домогался — ну спой, значит, чувак, хотя бы одну блатную песню. Но мы прогибаться не стали, отвечая, что блатных не поем: если мы не сидели, не участвовали — зачем же тогда будем такое сочинять? Это другой мир.
Так в результате Вадим не только был удостоен зрительского бисирования, причем оказался всего третьим подобным исполнителем (как нам рассказали, этот трактир посещают весьма тонкие ценители шансона), но и двухлитровой бутыли дорогущей водки — благодарная ж братва цветов не дарит. И это — выше всяких наград.
У Вадима одна бабушка на концерте в Таштаголе пыталась руки целовать — этого никакими деньгами не окупишь. У нее не было билета, и она попросилась на концерт бесплатно: скоро помирать, говорит, а Южного так и не увижу.

В.Ю.: Вчера ко мне позвонил старый друг, который 40 лет жизни отдал армии, сейчас полковник в отставке. Так он за эти 40 лет впервые заплакал — опять же после песни «Мама». Чечню пережил — не заплакал. А здесь...

С.Р.:
Мы уже не раз сталкивались с тем, что эта светлая музыка лечит людей, просто выправляет по жизни. А некоторым и вовсе — помогает не свести с жизнью счеты.
Корр.: Года два назад наша газета писала о таком вашем социальном проекте, как Real Stars Project, призывающим артистов петь песни со смыслом. Какое-то воздействие он-таки возымел на самих музыкантов?

С.Р.: Поразительно, но к нам до сих пор приходят письма благодарности со всего мира. Пишут музыканты — русские эмигранты из Америки, Канады, Австралии. Не так давно из Нью-Йорка в Новосибирск приезжал знаменитый музыкант, человек-оркестр Юрий Наумов. Заходит он в студию филармонии и так восторженно восклицает: «ЭТО же здесь снималось?!». Никто понять не может, что он имеет в виду. А оказывается — наш клип «Артист» из этого проекта. И он просто заплакал. «Ребята, какие же вы молодцы! — говорит. — Каждый раз включаешь — как будто ты на родине побывал».
Кстати, композицию «Артист» наш звукорежиссер Саша Кириллов (который дружит с серьезными звукорежиссерами со всего мира) отправил просто для тестирования своим товарищам и друзьям на музыкальную «мекку» — студию Abbey Road, на которой записывались Beatles, Duran Duran, Pink Floyd — в общем, все величайшие. Они в этой песне ничего не поняли (разве лишь то, что она про артиста), но им настолько понравился музыкальный ряд, что они ее предложили отмастеринговать совершенно бесплатно. И это англичане — капиталисты, которые, казалось, шага не ступят, если им не заплатить!
Так что проект Real Stars Project продолжается. Мы уже записали вторую песню — с лучшими новосибирскими рок-музыкантами. Готовы и другие песни, и мы сейчас пошли по системе грантов. Этот проект никуда не делся: он живет и в сети, и на телевидении, а с осени мы и вовсе запускаем каждодневные часовые программы, связанные с сибирским фестивалем музыкальных видеоклипов «Свой голос». И каждый март будем проводить награждение лучших — артистов, клипов, песен и т. д. То есть это будет такая сибирская национальная музыкальная премия «Свой голос» наподобие МУЗ ТВ, на которую будет съезжаться очень много серьезного народа со всей страны и, возможно, даже из-за рубежа. Ведь так жалко хороших артистов, о которых никто ничего не знает. Их искусство не должно умереть. И Вадим у нас — уже реальный локомотив. Он сам выделился из этого числа и начал пользоваться спросом: заиграла барахолка, заиграли станции — захотели, значит, люди его слушать.
Конечно, есть артисты покруче, чем Вадим Южный, в плане исполнения, вокальных данных, но мы выбрали ТАКОЙ путь — доходчивый до сердец, до душ.
И так решили, что ближайшие десять лет — это наше золотое десятилетие. Сорокалетний рубеж уже перешагнули: сложилась жизнь, решены какие-то бытовые вопросы — устоялось уже практически все. Дети повырастали — уже внуков приходится растить… И два пути в этом возрасте: либо ты под пиво и телевизор наращиваешь живот на диване (и тогда очень быстро становишься стариком), либо тот путь, который мы для себя избрали: нам иногда даже покушать некогда. То, что мы не получили в молодости, наверстываем сейчас.

Яна ДОЛЯ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Другие материалы рубрики:

  • «Терракотовая армия» из глубины веков

    11 июля 1974 года была обнаружена крайне необычная археологическая находка — знаменитая китайская «Терракотовая армия»

  • Собаку спасали шестеро

    Необычная спасательная операция по вызволению домашнего питомца, попавшего в ловушку, проведена специалистами Кемеровского поискового аварийно-спасательного отряда

  • В магазин со смартфоном

     ЗАО «АЛТАН» первым в Алтайском крае ввело технологию QR-кодирования продукции, сообщает управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности региона

  • Поклониться святому старцу

     На минувшей неделе в Томской облас-ти отметили день памяти святого томского старца Феодора

  • Исконно мордовская

    До конца года в районах Алтайского края будут созданы четыре экспериментальных центра традиционной народной культуры, в которых будут изучать народные ремесла и промыслы, сообщил представитель краевого Управления по культуре и архивному делу

  • Пожары тушат с небес

    На Шиловском полигоне в Новосибирской области начались учения вертолетчиков по тушению лесных пожаров

  • Горе луковое

    Потребительские цены на товары и платные услуги в Томской области в июне 2012 года выросли на 0,9 процента, говорится в сообщении Томскстата

  • Конфликт закончился стрельбой

    В Кемеровской области расследуется дело о стрельбе, в результате которой погиб житель Новокузнецка и еще один получил ранения, сообщила представитель СУ СКР по региону Надежда Ананьева

  • Оставил 40 вагонов без тормозов

    Житель Кемеровской области стал фигурантом уголовного дела о краже деталей тормозной системы сорока (!) вагонов грузового поезда, ожидавших ремонта в одном из депо региона

  • Водитель пропал вместе с фурой

    Сразу в нескольких регионах Сибири ведутся поиски водителя фуры из Омска, который вместе с грузовиком пропал по дороге из Алтайского края в Кузбасс