Ольга Стельмах: «Было плохо — значит, будет хорошо»

№ 42 (820), 24.10.2012 г.

В столице Сибири состоялась презентация нового отечественного дуэта эстрадных исполнителей, состоящего из новосибирского певца Вадима Южного и принцессы российского шансона (названной так из-за своей красоты) Ольги Стельмах. Творческий союз именуется «Фантики», по названию одноименной совместной песни
У вокалистов много общего: оба имеют южные корни, оба являются еще и композиторами и что самое главное — не ищут легкой популярности. Они,  работая в бизнесе музыкальном, тем не менее, обходят ШОУ-бизнес стороной.
Думаю, постоянным читателям газеты «Честное слово», а тем более — сибирякам, нет нужды представлять мужскую половину дуэта. А вот на женской мы остановимся подробнее — во-первых, потому что москвичка Ольга впервые в Новосибирске, ну и потом — даже несмотря на обилие наград (включая премию «Шансон года»), имя ее знакомо не всем. Скорее всего по причине того, что услышать ее можно только на специфических радиостанциях и телеканалах, передающих музыку в жанре шансон.
Увы, до сих пор у массового зрителя и слушателя преобладает стереотип, что шансон — это непременно блатные песни. Конечно, и в них есть своя правда и искренность, однако современный российский шансон — это, прежде всего, просто хорошая песня со смыслом, исполняемая при большом разнообразии музыкальных инструментов. И, в конце концов, шансон был любимым жанром эстрады советских времен.
И так сложилось, что душа Ольги потянулась именно к таким песням. При этом Стельмах не чужды и эксперименты с рок- и поп-музыкой, но, не желая разочаровывать поклонников, узнавших и полюбивших ее исключительно как исполнительницу шансона, она остается верной однажды выбранному жанру.
Родилась Ольга Стельмах в Евпатории. Еще в детстве узнала, что такое настоящее горе: мать будущей певицы, оказавшись жертвой чьей-то грязной игры, была арестована и сослана в места не столь отдаленные. Двенадцатилетняя Ольга вместе с отцом ходила по кабинетам с просьбой об освобождении матери. Позже мать Ольги все-таки реабилитировали. И сейчас, будучи взрослой, Ольга признается, что больше всего на свете она не приемлет насилия над личностью.
Именно мама научила ее жизненной стойкости и постоянному настрою на оптимизм и успех. В жизни будущей звезды с раннего детства все было подчинено системе, непременными составляющими которой являлись утреннее закаливание и выполнение уроков от «а» до «я» (Ольга даже ухитрялась делать уроки по физкультуре). Так родители закладывали фундамент в становлении ее характера. Подобная самодисциплина и трудолюбие очень помогли ей в осуществлении карьеры певицы: Ольге не пришлось быть на подпевках, не пришлось петь в ресторанах.
А петь Стельмах начала даже раньше, чем ходить: подпевала отцу, который, не будучи по профессии музыкантом, тем не менее, играл на аккордеоне, и в семье даже подшучивали, что голодать им точно не придется.
Ольга Стельмах — певица профессиональная: закончила Курское музыкальное училище (по классу фортепиано) и Московский государственный университет культуры. В университете прошло ее становление уже как певицы: знакомство с популярным композитором Вячеславом Добрыниным и солирование в группе «8 марта».
Ну а дальше — пошло-поехало: первое место на проведенном телеканалом «Россия» фестивале «Звездный дождь» с песней В. Добрынина на стихи Л. Рубальской «Забери мои гвоздики», гастрольные туры по всей России и за рубежом, записи дисков...
Однако только в своем третьем альбоме — «С любовью» — Ольга Стельмах официально предстала исполнительницей песен такого жанра, как шансон, в этом же альбоме выступила и в качестве композитора.
О чем поет принцесса российского шансона? Конечно, о любви. У самой Ольги далеко не безоблачная личная жизнь, так что петь о женских страданиях ей, как говорится, в тему.
Ее сегодняшняя лирическая героиня — сильная женщина, оставившая позади девичьи надежды и мечты. И девизом творческого и вообще жизненного пути Ольги вполне может стать строчка одной из ее песен — «Было плохо — значит, будет хорошо».
Певица долго не зацикливается на собственных неудачах. Она старается находить время для выступлений не только перед гражданской публикой, но и ездит с концертами в горячие точки России. Ольга Стельмах имеет почетные медали и нагрудные знаки от различных структур за проявленное мужество и патриотизм в выступлениях перед бойцами Российской армии в Северо-Кавказском регионе. В 2007 году на Всемирном конгрессе мира в храме Христа Спасителя Ольгу наградили медалью «Талант и призвание».
За период творческой карьеры Ольги Стельмах ее соавторами становились такие мэтры отечественной эстрады, как поэтессы Лариса Рубальская, Лидия Козлова, поэт Михаил Танич, композиторы Вяче-
слав Добрынин, Михаил Круг, Сергей Трофимов, Андрей Державин, Сергей Челобанов, Игорь Слуцкий и др.
Своим заочным педагогом Ольга всегда считала Аллу Пугачеву. И хоть личной встречи с примадонной в судьбе Стельмах не было, песню в исполнении Ольги «Завяжи мне глаза» Алла Борисовна включила в свою программу «Алло, мы ищем таланты» на радио «Алла».
Признаться, некоторые интонации в голосе Ольги напоминают манеру пения Пугачевой — песня не просто поется, а как бы рассказывается, со всем вытекающим драматизмом в голосе.
И все же как певица в жанре шансон Ольга Стельмах неповторима. У нее очень хороший вкус на выбор непосредственно стихов для исполнения будущих песен. Все они весьма тонко говорят о любви и при этом, что самое ценное в произведении искусства — понятны каждому.
Более того, Ольга ухитрилась уговорить Михаила Танича отдать именно ей стихотворение, на которое впоследствии она сама написала музыку (песня «Завяжи мне глаза»), притом что к этим стихам хотели написать музыку и Добрынин, и Крутой, и Антонов.
Как певица Ольга обладает приятным тембром голоса, летящим вокалом, как актриса — солнечным сценическим темпераментом и любовью к прекрасному (за одно отделение концерта в Новосибирске Ольга, на радость публике, сменила целых три наряда). Зрители (особенно мужчины) под некоторые песни пускаются в пляс прямо на сцене, и певица никому не отказывает в этом удовольствии.
Не отказала она и нам, приехав на интервью в редакцию между съемками клипа «Фантики» и предстоящим (на момент выхода этой публикации — уже прошедшим) концертом. Как всегда (судя по отзывам и описаниям характера певицы в прессе) лучезарная, отзывчивая и открытая для общения.
— Ольга, начнем с самого начала: как именно состоялся ваш дуэт с Вадимом Южным?
— Наша первая встреча произошла на международном фестивале памяти Аркадия Северного в Питере. С творчеством Вадима я до этого знакома не была и поэтому, когда Сергей (Сергей Родыгин — продюсер проекта «Фантики» и автор текста песни. — Прим. автора) высказал пожелание о совместной песне, сказала, что вначале послушаю материал, ведь если я не влюблюсь в саму идею, мне будет просто неинтересно.
И хочу сказать искренне, что я на самом деле влюбилась в песни Вадима: мне понравились аранжировки, играющие с ним музыканты, харизма исполнителя, его настроение, именно его такая индивидуальная нота — то есть все. На диске не было ни одной проходной песни, и мне как музыканту в самом деле стало интересно.
И после этого я уже ждала песню — целых два месяца. И хоть у меня был намечен другой сценарий относительно творческих планов, я подписалась именно на эту работу.
— Наверняка у совместного дуэта уже имеются планы и относительно других, помимо «Фантиков», совместных песен и гастрольного тура?
— У нас как у профессионалов все настолько выверено, что за первые два месяца работы мы не смогли записать больше: идем семимильными шагами. Что же до совместного тура, то он, конечно, будет, несмотря на то, что мы с Вадимом оба — совершенно самостоятельные артисты, каждый с собственным сложившимся багажом. И на предстоящем концерте, помимо совместной песни, каждый из нас покажет свою уже готовую программу.
Вообще нам сейчас интересна именно оценка зрителя — мы хотим почувствовать реакцию, чтобы понять, действительно ли сложился наш дуэт.
— А почему именно «Фантики»? Признаться, подобное наивное название больше апеллирует к какой-нибудь девичьей молодежной группе…
— Перед началом нашего концерта выходит ведущий и читает стихи (которые Сережа написал специально по случаю образования нового дуэта и песни): «Все мы, словно фантики конфетные, из витрин земного супермаркета, разные: цветные, неприметные…». Каждого из нас можно смять, выбросить, а можно полюбить — посмотреть, какие мы и что из себя представляем. При этом мы сами в итоге пытаемся хоть что-то решать в этом мире, хотя… как показывает практика — мир все решает за нас...
Вообще не хотелось бы раскрывать смысл названия буквально — здесь много граней и у каждого все равно своя картина жизни, свое восприятие этого «фантика». И хотелось бы сохранить эту многогранность, многоточие.
— Согласна, искусство должно оставлять место для домысливания.
— Да, и чтобы это стало своим, каждый должен увидеть там кусок своей жизни, кусок себя самого. Если это происходит — в общем-то, искусство достигло своей цели. Если нет — значит, это просто был холостой выстрел.
— Можно ли в этом смысле сделать вывод, что ваше творчество претерпевает эволюцию: от любовных песен –- к глубоко философским?
— Сереже как продюсеру как раз и хотелось показать меня совсем с другой стороны, потому что к той стороне, за которую меня знают и любят, уже сложно что-то добавить. А ведь артист многогранен! Поэтому Сережа так изначально и сказал: «Хочу тебя попробовать как драматическую актрису. И не просто увидеть твою улыбку, но еще и твои слезы». И это очень важно: иначе не бывает артиста.
Наше сотрудничество — первый в моей жизни случай подобного доверия: настолько сильно уважение и вера в его профессионализм как режиссера (С. Родыгин выступил также клипмейкером Ольги. — Прим. автора). Хотя обычно по жизни я сама себе режиссер.
— Ольга, а как выстраиваются ваши отношения с композиторами: они первыми приносят вам материал или вы сами ищете авторов, предлагаете себя и уже примерно понимаете, песню в каком ключе хотели бы исполнить?
— Как правило, получается с теми людьми, которые меня знают, с которыми я дружу, с которыми у меня сложились отношения.
Песен и текстов предлагается много. И скажу честно: песня может быть гениальной, но если я чувствую, что это не мое, то отказываю. То есть меня надо знать. Все песни, которые я исполняю на концерте, все равно идут от меня, это Я выкладываю то, что пережила сама, потому что каждую песню я не просто пою — я ею живу.
Поэты Михаил Танич, Лариса Рубальская — каждый со своим мировоззрением, своей картиной жизни, и я заряжаюсь палитрой этих людей — этим живу и выдаю через себя.
И что характерно — с этими людьми меня никто не знакомил. В жизни, когда специально что-то делается, планируется — какие-то встречи, поездки, дела — обычно ничего не получается. Мне везет с людьми: меня окружают прекрасные поэты, музыканты и, видимо, ту волну, которую я искренне несу, получается создавать только не подстраиваясь, не подделываясь, не вычисляя какие-то законы. Так что в этом плане я счастливый человек.
— А что подвигло вас писать собственные песни?
— Специально над произведениями я не сижу и не корплю. Если не пошло — значит, не мое (как говорит Лидия Козлова, жена Танича: «Есть чуйка»).
Когда же пишу, то за инструмент все-таки сяду, но в любом случае идет определенный настрой, к тому же я должна быть увлечена каким-то текстом. Нет такого, чтобы ходить-гулять — и вдруг у тебя прозреет какая-то идея!
На самом деле не нужно заморачиваться: нужно жить, нужно гореть — тогда действительно происходят волшебные вещи.

Яна ДОЛЯ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Другие материалы рубрики:

  • А вас, Тайвань, попрошу уйти

    25 октября 1971 года государство Тайвань было исключено из состава Организации Объединенных Наций

  • Зарплата для директора

    Яндекс посчитал, сколько получают директора в Новосибирске

  • Наркомафия потеряла 50 миллионов

    Наркополицейские в Новосибирске задержали 26-летнего безработного местного жителя, организовавшего канал пересылки наркотических средств почтовой связью

  • Па от экскаватора

    На площадке перед Экспоцентром в Новосибирске в рамках выставки «СибСтройЭкспо-2012» состоялось шоу спецтехники с экскаваторами и бульдозерами

  • Из машины пришлось выплывать

    Водитель автомобиля Ford Fusion спасся от гибели в ДТП, в результате которого его автомобиль упал с моста в реку в Кемеровской области

  • Приятно тратить федеральные миллиарды

    Алтайский край в 2013—2020 годах направит на развитие сельского хозяйства 44 миллиарда рублей, из которых 36 миллиардов предоставит федеральный бюджет

  • Угнать и сбить

    Автомобиль ВАЗ-2105 3 октября сбил женщину днем в Томске, пострадавшая госпитализирована, сообщает УГИБДД по региону

  • Регион понемногу вывозят

    Внешнеторговый оборот Томской области в январе — сентябре 2012 года увеличился на 7,2 процента и составил 616,3 миллиона долларов, сообщили в томской таможне

  • Родился и умер дома

    Следственные органы по Кемеровской области проводят проверку по факту обнаружения тела двухмесячного ребенка на территории одного из участков садового общества Новокузнецка

  • В карьере откопали бивень

     Работники в гравийном карьере в Республике Алтай обнаружили бивень мамонта