Камни Библии — самоцветы

№ 44 (666), 28.10.2009 г.

Библия — поразительная книга. Исследователи работают с ней многие столетия и не устают совершать новые открытия. Библия впитала в себя и мудрость многих культур, и силу Божьего откровения. В ней — все сюжеты нашего бытия и множество бытовых реалий. Среди таких реалий не последнее место занимают даже камни-самоцветы

Геммология начинается с Библии
В синодальном переводе Библии упомянуты 32 камня-самоцвета и еще два десятка подразумеваются в текстах. Тексты Библии дали обширный материал для геммологии. Есть такая наука о драгоценных и поделочных камнях.
Камни-самоцветы, судя по археологическим данным, известны людям с давних лет. Еще древний человек помимо галек и кусков различных пород использовал 20 цветных камней. Это кремень, роговик, обсидиан, яшма, нефрит, кварц, горный хрусталь. Позже египетская, шумерская, вавилонская цивилизации освоили еще 18 камней-самоцветов. Среди них были малахит, аметист, бирюза, жемчуг, коралл. К концу античности мир знал 77 минералов и 27 горных пород. В обиходе появились опал, топаз, рубин, сапфир, алмаз. К началу Средневековья были известны 40 видов драгоценных и цветных камней, а сегодня известно около четырех тысяч минералов, к которым каждый год добавляется еще 20 — 30. В ювелирном деле из них применяется около сотни, хотя названий самоцветов много больше. У каждого известного самоцвета есть историческое, торговое и региональное название.
Скажем, горный хрусталь при-обрел почти 50 торговых синонимов, среди которых на первом месте стоит «алмаз» — арабский, богемский, крымский и т. д. Около десятка подделок начинаются со слова «бирюза». Не менее 50 имитаций несут в своем названии слово «жемчуг». У агата — около 50 различных названий, у опала — тоже около 50, у рубина — около 30, изумруд, сапфир, хризолит имеют по 20 — 30 торговых названий. На самом деле известных самоцветов, широко применяемых для украшений в ограненном виде, не более 60, а настоящих ювелирных камней — не более дюжины.
Примечательно, что почти все камни, упомянутые в Библии, носят названия, которые употребляются и в наше время.

Там бдолах и камень оникс
Священное Писание упоминает камни самого разного назначения. Это ножи из обсидиана или кремния, используемые для обрезания. Памятные камни, как «камень изголовья в Вефиле». Белый письменный камень типа «дощечки из мрамора». Использовалось упоминание камней и для выражения символического значения — «твердый как камень», «черствый как камень», «краеугольный камень». Среди камней самоцветам придается особое значение.
Уже в первых главах книги Бытия пишется о реке Фисон в стране Хавила (Малый Кавказ или Восточная Аравия), в которой есть «золото, и золото той земли хорошее; там бдолах (возможно, этим словом обозначен янтарь — «ЧС») и камень оникс». А в последней книге, Апокалипсисе, — половина из известных ветхозаветным евреям самоцветов, и большая часть их названа здесь, в Библии, впервые.
Надо сказать, что месторождений самоцветов в Палестине не было и нет, но в ветхозаветные времена процветала сухопутная торговля с Египтом, Карфагеном, Ливией, Аравией, Лидией, Вавилоном. Из морских портов Сидон и Тир торговля велась с Кипром и Критом, а из порта Елаф (район современной Акабы) по Красному морю торговали с легендарной страной Офир, находящейся где-то в Индии или, может быть, на Цейлоне. Сегодня почти два десятка стран претендуют на признание их «страной Офир». Из этих стран в Палестину доставлялось золото, серебро, цветные ткани, благовония, красное и черное дерево и разнообразные самоцветы.
Из Египта и Эфиопии поступали изумруды, топазы, бирюза. Из Аравии и с берегов Красного моря — сардониксы, сердолики, ониксы, различные агаты, аметисты. С Синайского полуострова — малахиты, светло-голубая и зеленая бирюза. С севера Африки — гранаты, рубины. С Мадагаскара — горный хрусталь, аметисты, топазы, гранаты. Из Передней Азии — жемчуг, кораллы, лазуриты. В ограниченном количестве из далекой Индии и Цейлона доставляли агаты, бериллы, рубины, жемчуга и кораллы.
Самоцветы рассыпаны по текстам Библии местами густо. Списки из 12-ти камней приведены в книгах Исход, пророка Иезикииля, Откровении Иоанна, отчасти — у Иова. Чаще упоминается их собирательное понятие «драгоценные камни», состав которых был хорошо известен людям тех времен. Только не следует обманываться столь высокой оценкой самоцветов ветхозаветными народами. По сравнению с современным понятием «драгоценный камень» самоцветы, скажем, с нагрудного украшения первосвященника Аарона большей частью относятся к поделочным или ювелирно-поделочным. Это агат, кристаллос, лазурит, сард, яспис. Такие камни, как алмаз, рубин, гранат, гиацинт, хризолит древние евреи узнали поздно, после того как уже были созданы Тора и книги Пророков.

Нагрудник Аарона как историческая карта
Несовпадение списка камней в многочисленных современных изданиях Библии (на конец ХХ века полностью сделан перевод на 586 языков из 5 450 языков мира) происходит от отсутствия специальных знаний по геммологии и истории у переводчиков.
То, что в древности называли топазами и сапфирами, сегодня называют хризолитами и лазуритами. В древности под антраксом и карбункулом понимали все красные прозрачные камни, а сегодня их названия переводят то как гранат, то как рубин.
В Библии говорят о камне «одем», в сегодняшнем переводе это «рубин». Камень «питда» переводится как «топаз», а «берекет» — «изумруд». Камень «нофек» — это бирюза, а «шаппир» — «сапфир». Разобраться со всеми тонкостями специалистам помогают библейские реалии с самоцветами. Их не очень много. Прежде всего это нагрудник первосвященника Аарона, скрижали Моисея, храмовые и нательные украшения, бытовые изделия и печати из камней. Особый интерес вызывают самоцветные реалии в Апокалипсисе Иоанна Богослова.
Нагрудник Аарона был в форме сумы. Сума имела 12 гнезд с самоцветами, символизирующими 12 колен рода Израилева. Нагрудник крепился лентами на груди. Состоял нагрудник из квадратной сумы размером в пядь (пядь — 17,5 — 23 сантиметра) по длине и ширине. Сума была сделана из цветной шерсти с золотой нитью.
Сума предназначалась для урима (свет) и туммима (совершенство) — предметов-символов, с помощью которых ветхозаветный иерарх по важнейшим вопросам жизни израильского народа советовался с Всевышним. На лицевой стороне нагрудника в золотых гнездах в определенном порядке крепились самоцветы.
Библия говорит, что Бог, давший своему народу законы и заповеди, повелел Моисею соорудить у горы Синай скинию — специально оборудованное место для совершения таинств. Здесь находились ковчег завета, жертвенник для воскурений, стол для хлебоприношения, светильник-семисвечник. Велено было также изготовить одежды для Аарона. Тогда же был определен и состав камней нагрудника.
Их количество, как уже было сказано, соответствовало 12 коленам рода израильтян. Располагались они по три камня в четыре ряда. Это были рубин, топаз и изум-руд, карбункул, сапфир и алмаз, яхонт, агат и аметист, хризолит, оникс и яспис. На камнях были вырезаны имена родоначальников.
Автор книги «Камни-самоцветы Библии» В. Бобылев полагает, что изначально самоцветы были невысокой стоимости и со временем качество их менялось.
Какова была символика самоцветов нагрудника? Видимо, они символизировали духовное единство народа Израиля. Историк Ио-сиф Флавий в «Иудейских древностях» приводит два интересных замечания о камнях с одежды перво-священника. При Божьем присутствии в святилище на службе сардоникс на правом плече священника «начинал особенно сильно сверкать таким ярким светом, какой ему обыкновенно не свойственен, а 12 камней на груди блеском и сиянием возвещали грядущую победу, когда израильтяне собирались на войну». Впрочем, замечает автор, уже 200 лет камни перестали быть оракулами побед и благословения Бога евреям вследствие постоянного нарушениями ими законов, Им данных.
Второе замечание касается одежды первосвященника. Сардониксы в застежках сравниваются с Солнцем и Луной, наперсник — с Землей, а камни на нем — с 12 месяцами года или «группами звезд, которые греки называют Зодиаком».
Значение камней нагрудника Аарона для израильского народа было очень велико. В одном из сказаний описывается порядок следования древних евреев в пустыне во время исхода из Египта. Племя «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» перемещалось строго родами «при знамени своем и при знаках семейств» во главе с патриархом рода. Каждый родоначальник имел особый присвоенный ему стяг, окраска которого соответствовала цвету того камня на нагруднике, на котором было вырезано его имя.
Судьба нагрудника после распада Римской империи неизвестна. Есть только смутные догадки о перемещении этой реликвии на восток после взятия и разграбления Иерусалима в VII веке магометанами. Не исключено, что она и сейчас хранится в какой-нибудь сокровищнице потомков воинственных персов.

Встанет солнце — встанет и больной
Десять заповедей Моисей получил от Бога на горе Синай. Заповеди были начертаны Богом на двух каменных плитах. Спустившись с горы, Моисей увидел, что его народ вновь ударился в идолопоклонство, и в приступе гнева разбил скрижали. По повелению Господа Моисей вытесал новые скрижали и сам вырезал на них десять заповедей.
Скрижали были помещены сначала в ковчег Завета, а потом, когда был построен Иерусалимский храм, перенесены в его Святое Святых.
Сегодня ряд исследователей, опираясь на древние источники, говорят, что скрижали были сделаны из сапфироподобного камня размером 143 на 145 сантиметров. И действительно, почти во всей литературе о самоцветах при описании лазурита отмечается, что скрижали были сделаны именно из этого камня. По другой версии — Моисей вырезал 10 заповедей на метеорите с горы Синай.
После того как в VI веке храм был разрушен Навуходоносором, скрижали исчезли, и их дальнейшая судьба неизвестна. Впрочем, ученые до сих пор не теряют надежд найти святыню. Так, наш современник
Г. Хенкок потратил много лет на пои-ски ковчега Завета. Многолетние поиски привели его к христианам Эфиопии, где, по мнению Хенкока, в небольшой церкви городка Акум, возможно, и хранится ковчег Завета.
Несколько мест Священного Писания рассказывают о так называемых инсигниях. Инсигнии — это знаки высшей власти. Например, скипетр, золотая диадема, кресло из слоновой кости. А поскольку израильские цари, скажем, в отличие от египетских фараонов были ограничены в своих действиях Божественными законами, то их инсигнии часто были просты и не столь великолепны.
Библия рассказывает о царском престоле Соломона, сделанном из слоновой кости, покрытом золотом из Офира, осыпанном жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветами белых, зеленых и красных цветов.
Непременным украшением у царей, цариц, первосвященников, как и всех восточных владык-правителей того времени, были венцы и диадемы. Венец царя был из золота, украшен самоцветами. У перво-священника головной убор был в виде тюрбана с золотым обручем, с лицевой стороны украшенным золотой пластинкой с надписью «Святыня Господня». Важной деталью царских одежд был пояс, украшенный золотом и драгоценными камнями. В книге Бытие упоминается также царский перстень с печаткой (геммой). Обычай носить на пальце правой руки золотой перстень с геммой древние евреи, видимо, переняли у египтян.
Разумеется, украшения с самоцветами носили в древности и простые евреи. Несмотря на то что в самой Палестине не было ни месторождений золота, ни самоцветов, с драгоценностями у древних евреев проблем не возникало. Что-то отчуждалось у иноверцев во время победных войн, что-то — приобреталось, как это было, например, во время исхода из Египта. Судя по Библии, сыны Израиля, уходя из Египта, обладали серьезным «золотым запасом». Только на изготовление ковчега Завета и другой религиозной утвари было израсходовано более 100 килограммов золота. Впрочем, все это пустяки в сравнении с затратами на украшение храма Соломона. Тут израильтяне потратили 250 тысяч пудов золота и в 10 раз больше серебра, а также использовали самоцветы.
Дорогие нательные украшения израильтяне стали носить, скорее всего, со времен египетского плена. В одном из письменных памятников III века (в «Агаде»), в главе «Праотцы», приводится такая легенда: Авраам носил на шее драгоценный камень, при взгляде на который люди излечивались от всякой немощи. После кончины Авраама Всевышний вправил этот чудный камень в солнечный диск. В память об этом у древних евреев была поговорка: «Встанет солнце — встанет и больной».
В библейской книге Исход рассказывается о том, что среди украшений у народа Израиля встречались ожерелья, кулоны, перстни на руках и на поясах, цепочки на ногах, ручные и ножные браслеты-запястья, кольца на руках, в ушах и в носу, сосудцы с духами и «волшебные привески». Беднота носила в украшениях цветное стекло и дешевые камешки.

Самоцветный Апокалипсис
Как ни удивительно, но чаще всего драгоценные камни упоминаются в последней книге Священного Писания — Апокалипсисе. Казалось бы, рассказ о Страшном суде — не лучший повод вспоминать аметисты или рубины, однако Откровение Иоанна Богослова не только рассказ о конце мира, но и повествование о вечной будущей жизни.
18 видов камней Иоанн Богослов упоминает в Апокалипсисе 24 раза. Большая часть их упомянута в связи с украшениями Небесного Иерусалима, другие — оттеняют совершенство небесных сил.
Камни с именами 12 апостолов украшают основание Небесного Иерусалима. Святой Андрей, архи-епископ Кесарийский, в толковании Апокалипсиса свойства самоцветов связал с именами апостолов. Яспис (сегодня этот камень называют нефрит) — апостол Петр. Сапфир (лазурит) — Павел. Халкидон (красный гранат, возможно, и рубин) — Андрей. Смарагд (изумруд) — Иоанн. Сардрникс — Иаков Зеведеев, сардий (сердолик) — Филипп, хризолиф (хризолит) — Варфоломей. Вирилл (берилл) — Фома, топахзий (топаз) — Матфей (мытарь), ас (хризопраз) — Фаддей, иакинф (гиацинт) — Симон, аметист — евангелист Матфей.
Из этого списка выпал апостол Иаков, младший сын Алфея. После того как вместо предателя Христа Иуды Искариота жребием избрали Матфея, к числу апостолов причис-лили и Павла. Апостолов стало 13, и, чтобы среди них «увязать» 12 камней, братьям Иоанну и Иакову, сынам Зеведея, оставили один самоцвет (смарагд) на двоих, а сардоникс приписали Иакову (младшему).
Само понятие Святого Небесного Иерусалима с украшениями из драгоценных камней как духовная реальность, обозначающая Божью обитель и место пребывания душ правоверных христиан, появилось в Библии во время создания Нового Завета, в I веке. Архиепископ Андрей Кесарийский первым отметил схожесть небесного града, каким его описывает Иоанн Богослов, с христианскими храмами. В их конструкциях сверху выделяется купольная часть храмов с барабаном — престол Господень и небесных сил, ниже — верхняя часть стен храмов есть небо с небесным Иерусалимом для «записанных у Христа в книгу жизни». А внизу нижняя часть стен и земля отвечают двенадцати основаниям с именами апостолов, символизирующим земные реалии и христианские народы, избранным из которых уготованы места в святом Граде.
Существует несколько объяснений оснований Небесного Иерусалима. Это апостолы, на которых, как и на камень Петра, опирается христианская Церковь. Или это напоминание о земном Иерусалиме (имя, обозначающее и «основание») — месте рождения христианства и месте, откуда Иисус Христос ушел в вечную жизнь. Говорят также о пирамиде с двенадцатью ступенями из драгоценных камней, увенчанной святым Градом. Возможно и иное толкование оснований Святого Иерусалима. Откровение Иоанна Богослова, как и все предсказания, насыщены тайнами, иносказаниями, шифрами и символами, не имеющими простого объяснения. Вот и украшения 12-ти оснований небесного Града вполне могут символизировать всех христиан — живших, ныне живущих и тех, кто родится в будущем, вплоть до Судного дня, избранным из которых и уготована обитель в Небесном Иерусалиме. 12 самоцветов здесь — символы месяцев года, аллегория меры времени земного бытия людей. Позднее эти камни и использовались как охранительные камни на месяцы рождения.
Интересно и то, что все камни со стены Небесного Иерусалима известны с древнейших времен и относительно доступны. Среди них почти нет дорогих самоцветов. Впрочем, двенадцатью знаковыми, Богом названными самоцветами и мог-ли быть только камни, известные людям с дохристианских времен. Начиная с крестовых походов, когда началось взаимопроникновение культур Востока и Запада, списки камней-месяцев рождения пополнились самоцветами самой высокой категории, такими как алмаз, рубин, сапфир, жемчуг, опал. Все это изумительные по красоте камни, но все они не имеют отношения к камням-месячникам. Их не было ни на наперснике первосвященника, ни в украшениях основания Небесного Иерусалима.
Камни, ставшие известными на Западе после окончания земных лет Иисуса Христа, имеют свою эзотерику, у них другая роль в жизни людей.
Думаем, что хотя бы коротко надо перечислить камни-месячники Апокалипсиса. Январь — гиацинт, февраль — аметист, март — яспис, апрель — сапфир, май — халкидон, июнь — смарагд, июль — сардоникс, август — сардолик, сентябрь — хризолит, октябрь — вирилл, ноябрь — топаз, декабрь — хризопраз.
Как уже говорилось раньше, часть камней с той поры поменяла свое название, а есть и такие самоцветы, которые свои древние названия пронесли через тысячелетия, через все цивилизации. Например аметист. Имя этого камня теряется в глубинах древности и происходит от греческого «мети» — мед, хмельной напиток, а «а-мети» — не-
хмельной, неопьяняющий. Камень имеет цвет красного вина, разбавленного водой. Аметист — желанный камень для христиан. Им украшали переплеты Библий, оклады икон, наперсные кресты, митры. Бытующее в России название «архиерейский камень» по отношению к перстню с аметистом обозначает, что его носили представители духовенства как напоминание о строгом обете.
Почти о каждом самоцвете, упомянутом в Библии, можно рассказывать очень много. Камни Биб-лии еще раз показывают истину этой священной книги. Библия содержит четыре списка самоцветов, и состав камней в этих списках подтверждается реалиями археологических находок, письменами на глиняных табличках, а потом и
письменными свидетельствами.

Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»